Если уходящая администрация пугает американцев всего лишь вмешательством России во внутренние дела США, то глобальная атлантическая элита повышает ставки – начинается управляемая волна беспокойства на тему возможного развала единого Запада. Что там американские выборы и помощь Путина Трампу – теперь уже под угрозой оказывается как таковой союз США и Европы.
Никто в Вашингтоне не собирается добровольно отказываться от Европы
Сейчас Трамп начнет сближаться с Россией – и все, Старый Свет окажется под влиянием врага свободного общества и прогрессивного человечества Путина. Это не бред маргиналов – это практически дословные цитаты из крупнейших изданий и известнейших авторов. Джордж Сорос, Нуриэль Рубини, Энн Аппельбаум – вот только часть тех, кто высказался на эту тему в последние дни.
В конце прошлого года Сорос в статье в Project Syndicate сокрушается о глобальном кризисе доверия к «открытому обществу» (англосаксонской модели глобализации), называет Трампа «начинающим диктатором», при котором другие диктаторы смогут достичь соглашения с США:
«Меня особенно волнует судьба ЕС, который рискует оказаться под влиянием президента России Владимира Путина, чье понимание власти противоречит концепции открытого общества. Сначала Путин пытался взять под контроль социальные сети. Потом, руководствуясь гениальным решением, он использовал бизнес-модель социальных сетей для распространения дезинформации и уток.
Так он помог Трампу победить на выборах. Вероятно, то же самое произойдет на европейских выборах в 2017 году в Нидерландах, Германии и Италии. Во Франции два главных кандидата близки к Путину. Если один из них одержит победу на выборах, доминирующее положение российского президента станет свершившимся фактом».
Ну хорошо, Сорос давно зациклен на Путине и русском империализме – но он вовсе не один такой. Статья Энн Аппельбаум в The Washington Post прямо называется «Угроза существованию альянса ЕС и США» – и в ней говорится, что проблема уже не в том, что Трамп будет игнорировать атлантическую солидарность, а в том, что он будет сознательно подрывать позиции проатлантической части европейской элиты.
«В последние несколько недель некоторые из старейших и ближайших союзников США начали опасаться, что Белый дом Трампа может не просто пренебречь ими, как это нередко случалось в прошлом, но и попытаться подорвать основы их институтов и их самих. Больше всего их беспокоит связь между Трампом, его старшим советником и главным стратегом Стивеном Бэнноном и Breitbart News – вебсайтом, которым Бэннон руководил, прежде чем начать работу на Трампа. Вдохновленный своим успехом в США, Breitbart News теперь пытается заработать на антииммигрантских и расистских настроениях в Европе, навязывая, разжигая и используя их, чтобы добиться избрания популистов, которые относятся к НАТО с таким же скептицизмом, как и сам Трамп, и которые сделают все возможное для того, чтобы разрушить Евросоюз.
Разумеется, разрушение трансатлантического альянса и Евросоюза может вызвать нестабильность и снижение уровня жизни европейцев, не говоря уже о насилии и настоящем хаосе. Разумеется, нестабильность в Европе противоречит интересам американского бизнеса и политики. Но некоторые смогут извлечь из нее выгоду. Россия снова станет важным игроком в Европе. Плутократы заработают на этой катастрофе большие деньги – хеджевые фонды очень любят периоды нестабильности. После революций к власти могут прийти самые неожиданные фигуры».
И тут Россия – выгодополучатель. Аппельбаум бьет в набат:
«Мы переживаем экзистенциальный момент для всех европейских лидеров, большинство из которых только начинают осознавать то, что Россия твердо намерена разрушить альянс Европы и Америки. Спустя всего несколько десятилетий после Трумэна стоит ли им приготовиться к тому, что американское правительство тоже захочет это сделать?»
Да, все плохо, и Европа не просто лишится Америки, но и попадет в лапы России. Вот один из известнейших экономистов Нуриэль Рубини в статье «Сначала Америка», затем глобальный конфликт» (опубликованной в Project Syndicate) пишет:
«И сегодня поворот США к изоляционизму и отстаиванию исключительно американских национальных интересов может со временем привести к глобальному конфликту. Даже не считая перспектив американского ухода из Европы, Евросоюз и еврозона уже, похоже, разваливаются, особенно после июньского голосования Великобритании за Брексит и декабрьского провала итальянского конституционного референдума. Более того, в 2017 году антиевропейские, левые и правые популистские партии могут прийти к власти во Франции и Италии, а может быть, и в других странах Европы.
#{interviewpolit}Без активного участия США в европейских делах агрессивно реваншистская Россия выйдет на первый план. Россия уже бросила вызов США и ЕС на Украине, в Сирии, Прибалтике и на Балканах. Она может воспользоваться перспективой распада ЕС, укрепив свое влияние в бывших странах советского блока и поддержав пророссийские движения в европейских странах. Если Европа будет постепенно терять свой американский зонтик безопасности, тогда никто от этого не выиграет больше, чем президент России Владимир Путин».
То есть Трамп сдает Европу Путину? Или просто, исходя из своего представления о геополитических интересах США, делает то же самое, чего хочет и Москва – ослабляет альянс двух берегов Атлантики? Мотивы Трампа для алармистов не важны – главное, что мир, каким они его знали, подходит к концу. «Единый Запад умер 8 ноября 2016 года» – эта мысль не дает покоя англосаксонским геополитикам, опасающимся, что все так может и случиться. Трамп не будет продвигать глобалистский проект, и так находящийся в кризисе – вот главная опасность для архитекторов атлантического миропорядка.
Отказ США от геополитического контроля за Европой ставит крест на том проекте, который они продвигали последние сто лет – единый Запад становится невозможным. С контролем и так с каждым годом все больше проблем, ему нужно было придавать новые формы (для чего и продвигалось Трансатлантическое торгово-инвестиционное партнерство), а Трамп своими неосторожными движениями может спровоцировать обвал «атлантического единства». И тогда с Востока придет Россия – и заберет себе оставшуюся беззащитной Европу...
Верят ли сами англосаксы в эти сказки? И да и нет – тут сочетается как сознательная пропаганда для запугивания туземцев, так и реальные опасения.
Действительно, есть кризис глобального проекта – и Трамп выражает мнение той части американской элиты, которая отчасти разочаровалась, отчасти никогда и не была сторонником атлантической глобализации. При новом президенте США могут откорректировать формат своих отношений с Европой – но, конечно, никто в Вашингтоне не собирается добровольно отказываться от Европы. Хотя бы потому, что это трофей, доставшийся по итогам двух войн – Второй мировой с Германией и холодной с СССР. Национально ориентированные элиты, чьим голосом стал Трамп, хотят не освободиться от Европы, а изменить отношения в рамках единого Запада.
Причем речь идет не столько о том, чтобы заставить европейцев больше платить за собственную безопасность, столько о том, чтобы сделать американское правительство более самостоятельным и независимым от интересов наднациональной мировой элиты и ее американского крыла. То есть у Трампа претензии не к Брюсселю или Берлину, а к Сити и ФРС – которые он и будет решать через изменения во внешней политике.
Они в любом случае были бы необходимы – потому что параллельно в Европе набирает силу процесс национального реванша со стороны государств, собранных в проект «Европейского союза». Европа разрывается между курсом на усиление централизации и уничтожения национальных суверенитетов в рамках Европейского союза и порожденным им ростом сепаратизма регионов (Каталония, Шотландия, Венеция – далее везде) и желанием национальных правительств вернуть себе утрачиваемые полномочия. И все это на фоне так и не решеного вопроса о том, кто же все-таки будет контролировать «Единую Европу» – англосаксы или немцы (когда они вернут себе геополитическую самостоятельность)?
То есть Европу действительно ждут серьезнейшие процессы – но ни о каком разрушении атлантического союза в перспективе ближайшего десятилетия (а дальше уже в любом случае начинаются гадания) не приходится. Россия, естественно, заинтересована в ослаблении зависимости Европы от США – и это произойдет. Но не благодаря нашим подрывным действиям (как и в случае с Трампом), а вследствие совершенно объективных процессов. Полный разрыв ЕС с США – это уже отдельная и совсем другая история, создающая в зависимости от своих обстоятельств как возможности, так и риски для России. Но делать ставку на отрыв Европы от США сегодня смешно – не говоря уже о том, что для подобного бунта сейчас у тех же немцев просто нет моральных и волевых качеств.
Но в любом случае понятно, что Европа может не бояться попасть под тотальное влияние Москвы – ей это не грозит. Конечно, часть европейского политического класса и общества будет все больше склоняться не просто к восстановлению связей с Россией, но и к переходу к более глубоким и тесным отношениям – но назвать это «контролем со стороны России за Европой» можно будет только в рамках пропагандистской войны. По которой, как известно, мы и на президентские выборы в США оказываем огромное влияние...