Встреча в верхах в воскресенье в городе Ханчжоу для Китая – первое мероприятие такого размаха. Чтобы толпы на улицах не мешали гостям, власти попросту посоветовали жителям 9-миллионного города уехать (в качестве пряника было роздано 1,5 млрд долларов подарочных туристических ваучеров), а таксистам выплачены субсидии, чтобы не появлялись на улицах.
Понятно, что Киев пытается замалчивать ситуацию и делать вид, что ничего не произошло, но это ни к чему не приведет
С 1 сентября все городские чиновники отправлены в недельный оплачиваемый отпуск. Тем же горожанам, кто все же окажется на улицах в эти два дня, как сообщает «Коммерсантъ», запрещено плевать на землю и вообще вести себя неподобающим образом, нарушителям грозит штраф.
Тихоокеанский рубеж
Пресса также пишет, что власти вынудили не только госслужащих, но и рабочих мигрантов покинуть город на время саммита. Наблюдатели шутят, что Ханчжоу превратился в «самое безопасное место в Китае». По данным РИА «Новости», к концу июля в городе были демонтированы около 615 незаконных построек, стандартизированы дорожные указатели, умножилось количество общественных туалетов.
Тема саммита звучит как «Строительство инновационной, здоровой, взаимосвязанной и инклюзивной мировой экономики». Китай обещает нацелить своих гостей на улучшение глобальной экономики, структурные реформы и инновации. Организаторы мероприятия заранее выступили против любых политических споров, особенно вокруг островов соседнего Южно-Китайского моря. «Для китайского руководства сегодня главное – поддержание стабильности, – пояснил посол России в Китае Андрей Денисов. – Скорее всего, будет обсуждаться борьба с рисками, стабилизация экономического производства».
Политические вопросы будут затронуты в двусторонних беседах. В частности, большой интерес вызывают переговоры Владимира Путина с коллегой из США Бараком Обамой. Как предупредил пресс-секретарь Путина Дмитрий Песков, они могут обсудить ситуацию в Сирии. Последний раз президенты встречались в ноябре прошлого года на полях международной конференции по вопросам изменения климата в Париже, а до этого использовали возможности такого же формата «Большой двадцатки», которая встречалась в ноябре в Анталье (Турция).
Путин проведет и переговоры с президентом Франции Франсуа Олландом, а затем с канцлером Германии Ангелой Меркель. Как отмечал помощник Путина Юрий Ушаков, сначала рассматривалась возможность трехсторонней беседы, «чтобы обстоятельно обсудить нынешнюю ситуацию на Украине», но немецкая и французская стороны предложили затем провести двусторонние встречи, на которых главной темой, опять же, будет Украина. Напомним, из-за недавней попытки украинских спецслужб устроить диверсии в Крыму Владимир Путин назвал нормандский формат бессмысленным.
«Энергодиалог» с новой Железной леди
Также известно, что Путин впервые встретится с новым британским премьером Терезой Мэй. «Мы придаем этому контакту большое значение, поскольку ожидаем, что будет дан все-таки какой-то импульс развитию, хотя бы крайне необходимых практических контактов между двумя странами», – говорил Ушаков ТАСС. По его словам, главными темами станут восстановление механизмов общения, в частности диалога в формате встреч представителей МИД и Минобороны, межправительственного комитета по торговле и инвестициям, по поводу «энергодиалога».
С российским лидером хотят также побеседовать: хозяин саммита председатель КНР Си Цзиньпин, президенты Турции и Египта Реджеп Эрдоган и Абдул-Фаттах ас-Сиси, новый лидер Аргентины Маурисио Макри, наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Салман.
Ушаков отмечал, что Си Цзиньпин и Владимир Путин встречаются на каждом международном мероприятии, в котором участвуют. «Естественно, Ханчжоу не исключение. Состоятся два тура переговоров – вначале беседа в широком составе, в составе делегаций, а затем беседа в узком составе», – сообщал Ушаков.
Политолог Сергей Михеев отмечает, что на переговорах Си и Путина будет обсуждаться в том числе и ситуация в Узбекистане. «На самом деле, неопределенность в Узбекистане сильно пугает китайцев. Они вложили в республику довольно много денег. Это кусок их проекта «Нового шелкового пути». Они просто боятся нестабильности, которая может отрикошетить по Синьцзян-Уйгурскому автономному району», – сказал Михеев газете ВЗГЛЯД.
Эксперт уверен, что ждать от переговоров двух лидеров очередного прорыва в двусторонних отношениях вряд ли стоит, потому что «прорываться уже дальше некуда». «Все декларации по поводу партнерства прозвучали. А конкретные проекты зависят от экономической конъюнктуры. Есть проблемы по переговорам по второй западной ветке трубопровода. Но они связаны с тем, что снижаются темпы роста, энергопотребления Китая», – отметил он.
Тем временем большие надежды на саммит возлагает из далекого Киева президент Петр Порошенко, которого в Китай не позвали. Он призвал обсуждать там «проблему российской агрессии против Украины». По словам министра иностранных дел Украины Павла Климкина, агрессия остается «фундаментальным вызовом такой стабильности, поэтому я точно ожидаю, что Украина будет, даже неофициально, в повестке дня».
Доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш уверен, что после крымского инцидента никакого быстрого продвижения в мирном процессе по Украине ждать не стоит.
«Российская позиция была абсолютно четко маркирована заявлением Путина. Заявление делалось не для того, чтобы на следующий день делать вид, что этих заявлений не было. Киев пытается замалчивать ситуацию и делать вид, что ничего не произошло, но это ни к чему не приведет», – сказал Коктыш газете ВЗГЛЯД. Он подчеркнул, что отсутствие на переговорах по Украине самого украинского лидера весьма красноречиво. «Без прояснения ситуации, без того, чтобы возникла ясность, вряд ли нормандский формат автоматически восстановится», – подчеркивает эксперт.
Что касается итогов собственно саммита, то Коктыш напомнил: изначально «двадцатка» собиралась с целью получить контроль над институтами глобального финансового управления.
«Речь шла о том, что монополия США в Международном валютном фонде будет переосмыслена и разбавлена другими акционерами. Этого не произошло. При этом никакого кардинального решения экономического кризиса механическим образом не произошло. Понятно, что рано или поздно встанет вопрос о том, как выработать или переосмыслить те принципы мировой экономики, которые до сих пор работали, но явно исчерпали свой потенциал. Этот вопрос может решаться только политически, то есть переговорами. Приблизится ли к этому G20 сейчас? Не знаю. Слишком много разногласий. Но рано или поздно этот вопрос встанет», – подытожил Кирилл Коктыш.