В МИД Литвы бурно возмутились по поводу выпущенной Банком России юбилейной монеты из серии «Города – столицы государств, освобожденные советскими войсками от немецко-фашистских захватчиков». На ней изображен освобожденный от фашистов Вильнюс. В этой серии выпущены в том числе монеты, посвященные Киеву, Таллину, Риге и Варшаве, однако возмущение выразили только власти Литвы.
Они никогда не смогут отказаться от концепции «советской оккупации
«Нам известна позиция России, и выпуск монеты только подтверждает, что Россия не готова к исторической правде о советской оккупации», – с таким утверждением выступил политический директор внешнеполитического ведомства Роландас Купчинскас.
На посвященной литовской столице монете стоят надписи «Вильнюс» и «13 июля 1944 года» – это был день, когда Советская армия освободила город от гитлеровских войск. Однако, по словам Купчинскаса, литовцы не согласны считать это освобождением, передает ТАСС.
Добавим, что на монете, посвященной Вильнюсу, изображена скульптурная композиция «На страже мира», снятая в прошлом году городским самоуправлением с Зеленого моста. Этот факт также возмутил господина Купчинскаса, который посчитал, что изображение советских скульптур также напоминает о «советской оккупации».
Центробанк России не мог не отреагировать на демарш литовских властей. «Никакие геополитические изменения, которые происходили с момента окончания Второй мировой войны, не могут поставить под сомнение бесспорную важность победы над фашизмом для всех народов Европы и мира. И именно этой победе посвящена серия памятных монет Банка России», – заявили там.
Добавим, что ЦБ, выпустив монеты, отнюдь не ставит под сомнение независимый статус Литвы – напомним, что упоминаются столицы государств, освобожденных от нацистских агрессоров. МИД Германии, кстати, не выразил никакого неудовольствия, хотя среди монет в том числе та, что выпущена в честь освобождения Берлина.
#{smallinfographicleft=744100}Депутат городского совета Клайпеды, председатель клайпедского отделения политической партии «Союз русских Литвы» Вячеслав Титов считает, что МИД Литвы не стоило выступать с подобным комментарием, а следовало приветствовать, что «Российская Федерация, выпустив монеты, напоминает всем своим жителям об очень важных исторических событиях, когда был освобожден Вильнюс от немецко-фашистских захватчиков, когда литовский народ стоял перед уничтожением этой немецкой машиной».
«Действия МИДа направлены на то, чтобы люди забывали свою историю. Я думаю, что позиция министерства не соответствует позиции всех жителей Литвы», – сказал Титов газете ВЗГЛЯД.
«Не могут отказаться от концепции советской оккупации»
В свою очередь историк, директор фонда «Историческая память» Александр Дюков убежден, что гневная реакция литовского МИДа объясняется тем, что с точки зрения местных властей освобождение Литвы от нацистских оккупантов было не освобождением, а новой оккупацией. «Вокруг концепции «советской оккупации» базируется очень много важных для современных литовских властей вещей. Они никогда не смогут отказаться от этой концепции», – сказал Дюков газете ВЗГЛЯД.
Он назвал абсолютно предсказуемой реакцию литовского МИДа. «Разумеется, концепция «советской оккупации» имеет под собой крайне мало фактуры. Она основана на недостоверных предположениях. Но тем не менее именно она последовательно отстаивается и проводится литовскими властями. Так что все было предсказуемо», – подытожил он.
«Не оглядываться на прошлое»?
Похоже, что действующие литовские власти готовы к пересмотру роли Германии в событиях XX века. «Я думаю, что для Германии пришло время больше верить в себя, не оглядываться на прошлое и не искать исторических сантиментов», – заявила, выступая 7 июля, литовский президент Даля Грибаускайте. Два дня спустя немецкое издание Deutsche Wirtschafts Nachrichten сообщило, что ФРГ направит 500 военных бундесвера в Литву, как уже бывало раньше во время кампаний по «устрашению России».
Глава Литвы также заявила, что в начале Второй мировой войны ее страну якобы «оккупировала Россия», отметив, что Литва не хочет повторения.
При этом, хотя Литва и признала «оккупацией» пребывание в составе СССР в 1940–1941 и 1945–1991 годах, но и факт реальной нацистской оккупации с июня 1941 по январь 1945 официально не подвергался сомнению, в том числе литовскими властями (не говоря уже о властях Евросоюза).
«Правительство, благодарное спасителю европейской культуры Гитлеру...»
С точки зрения идеологов национал-социализма литовцы, так же как и соседствующие с ними поляки и белорусы, попадали в категорию «расово неполноценных народов».
«Это мы (Германский рейх) в 1918 году создали страны Балтии и Украину. Но сегодня у нас нет интереса в сохранении балтийских государств», – заявлял Адольф Гитлер в августе 1941 года (фраза сохранилась в записях застольных разговоров фюрера).
Коренное население подлежало ассимиляции или выселению с территории рейхскомиссариата Остланд (административной единицы, созданной в 1941 году на территории бывших государств Прибалтики). Согласно генеральному плану «Ост», утвержденному рейхсляйтером Альфредом Розенбергом, восточное побережье Балтики подлежало тотальной германизации в течение двух поколений.
Неудивительно, что руководство Рейха проигнорировало верноподданническую речь в исполнении бывшего посла Литвы в Берлине Казиса Шкирпы, 22 июня 1941 года назначившего себя главой временного правительства Литвы. Несмотря на декларацию: «Временное правительство Литвы, благодарное спасителю европейской культуры рейхсканцлеру Великой Германии Адольфу Гитлеру и его доблестной армии, освободившей территорию Литвы...», вместо «дарования независимости» фашисты назначили немецкую администрацию, а самого Шкирпу посадили под арест.
#{ussr}Также напомним, что именно на территории Литвы находились первые населенные пункты, уничтоженные немецко-фашистскими захватчиками после нападения на СССР – деревни Аблинга и Жвагиняй были сожжены, а их жители – расстреляны. Всего за период немецкой оккупации в небольшой республике были убиты 700 тысяч человек, из которых лишь 230 тыс. составляли советские военнопленные, а остальные – недавние граждане Литовской Республики.
Была и другая Литва
С началом нацистской оккупации против «спасителей европейской культуры» развернулось антифашистское партизанское движение.
В частности, это группа Марите Мельникайте, подрывавшая эшелоны с бронетехникой, шедшей в сторону осажденного Ленинграда, и группа командира Витаса (Юозаса Валгуниса), одного из руководителей вильнюсского антинацистского подполья. Мельникайте и Витас посмертно были награждены званием Героя Советского Союза, всего к высшей советской награде было представлено полтора десятка литовцев.
Речь идет не только об условно просоветском подполье. Как отмечает историк Алексей Чичкин, в литовских архивах значатся каунасско-шяуляйская антигерманская партизанская группа во главе с погибшим в 1942 г. командиром Итцикасом Мецкупасом (не коммунистом и не «симпатизантом Сталина», а националистом).
К 1944 году на территории генерального округа Литва рейхскомиссариата Остланд действовало уже 67 отрядов и групп, объединенных в две – Вильнюсскую и Тракайскую – партизанские бригады.
Партизаны принимали активное участие в том числе в освобождении Вильнюса Советской армией, память о котором так раздражает МИД современной Литвы.
Кто герой?
Участие литовцев в борьбе за освобождение своей родины от фашистов – факт, на который редко обращают внимание нынешние литовские власти. С начала 1990-х в Вильнюсе предпочитают героизацию «Лесных братьев». Заметим, что один из будущих военачальников «братьев» и «президент Литвы в подполье» Йонас Жямайтис-Витаутас сначала, в 1940 году, принял советскую присягу, а в 1941-м умышленно отстал от части и сдался немцам (уже будучи офицером Красной армии). Во время нацистской оккупации будущий главком никак не проявлял себя и лишь в 1945 году подался в партизаны. После 1991 года признан национальным героем Литвы с соответствующим монументальным увековечением.
Кроме того, восстановившая независимость республика охотно апеллировала к «декларации независимости», выпущенной в июне 1941 года «Литовским фронтом активистов», которым руководил упомянутый выше поклонник Гитлера Казис Шкирпа.
«Активисты» отличились не только тем, что 22 июня 1941 года подняли восстание против Красной армии. Не дожидаясь прихода немцев и гораздо раньше прихода «специалистов» из айнзацгрупп СД «А» и «Б», «Литовский фронт активистов» по собственной инициативе устроил по всей республике еврейский погром.