Из сказанного президентом в Кремле самыми важными были эти слова:
Приняв участие в Играх, пусть и сжав зубы и проглотив обиду, Россия в итоге выиграла
«К огромному сожалению, мы стали свидетелями и того, как гуманистические основы спорта и Олимпизм нагло попираются политикой, как конъюнктурно решаются вопросы, как такие качества, как корысть, а может быть, и трусость, берут верх над принципами Олимпизма...
Мы знаем, как непросто было нашим атлетам в Рио. Накануне соревнований сборная была урезана на треть, ее лишили возможности показать себя в видах спорта, где Россия традиционно является признанным фаворитом. Но наша сборная, вы, дорогие друзья, справились со всеми сложностями, выступили единой командой, доказали, что победы даются не только числом, хотя в данном случае и число было важно, но и, что не менее, а может, более важно, умением. Как настоящие бойцы – не поплыли, не сломались, а боролись и побеждали».
И еще, конечно:
«Решение о дисквалификации наших паралимпийцев вне права, вне морали и вне человечности. Это просто цинично отыгрываться, срывать злобу на тех, для кого спорт стал смыслом жизни, на тех, кто своим примером дает надежду, веру в свои силы миллионам людей с ограниченными возможностями».
Любимое занятие наших пораженцев и антипатриотов – это обличать власть и патриотов в выдумывании внешних угроз. Вот опять у вас во всем Америка виновата. Мол, сами ничего, кроме как воровать и раболепствовать, не умеете, а во всех проблемах вините «врагов», существующих лишь в вашем больном воображении. Переубеждать их примерами реальных, а не выдуманных происков что из истории России, что из сегодняшней политики практически бессмысленно, но это лето дало настолько наглядный пример организованной попытки дискредитации России, что и нарочно не придумаешь.
Допинговый скандал, раскрученный для того, чтобы не допустить Россию на Олимпиаду, был абсолютно геополитической спецоперацией. Никто не спорит с тем, что некоторые российские спортсмены употребляли допинг – точно так же, как и спортсмены из других стран, но для раскручивания истории с отстранением России от Олимпиады это было лишь предлогом. Олимпийские игры давно уже являются важной частью соревнования цивилизаций в рамках глобализации. Было бы очень странно, если бы держатели контрольного пакета корпорации «мировой спорт» не попытались бы устроить на этом фронте России то же самое, что они устроили нам на участке «мировые финансы».
И это не ответ на Крым, потому что все прекрасно помнят, какой обструкции подвергалась сочинская Олимпиада, закончившаяся еще до «русской весны». Все просто: политика активного сдерживания России еще в 2012 году была переключена в режим «блокада и изоляция», для полного введения которого нужен был лишь повод. С середины 2013 года накат на Россию стал приобретать уже открытые формы, а после Крыма перешел в стадию холодной геополитической войны. Где задействованы все возможные средства – от финансово-экономических до военно-дипломатических. И, конечно, спортивных, потому что поставлена цель демонизации России, а в стране-изгое все должно быть черным.
То, что изоляция России не удалась, не отменяет желания англосаксонских стратегов поддерживать блокаду хотя бы в частичном виде. Отсюда и борьба за сохранение европейских санкций, и попытки отсечения России от тех или иных видов международного сотрудничества. Всем странам, не только находящимся в подчиненном, вассальном положении, нужно внушать мысли о том, что от России исходит угроза, что России нельзя доверять, что Россия всегда лжет и обманывает.
Олимпиада – прекрасный повод транслировать это послание на весь мир. У них допинг, они все врут. И заодно преподать наглядный урок всем остальным: видите, что мы делаем с теми, кого объявляем изгоями? Мы их просто исключаем из числа уже даже не «цивилизованных народов», а просто из «списка живущих». Смотрите и запоминайте, так будет с каждым.
В принципе, ничего удивительного для нас в таком повороте событий не было. Политика сдерживания переходила в режим блокады уже несколько раз за последние пару веков – и мы, по идее, должны были бы привыкнуть к этому. Но, конечно, каждый раз обидно. Тем более когда это касается не всем понятной «большой политики», а таких вещей, как спорт, обидно простым людям, болельщикам и самим спортсменам. Понятны эмоции, но не нужно полностью им поддаваться, нужно сохранять трезвую голову и историческую память. Именно благодаря этому мы в этот раз и сделали правильный выбор, не поддавшись на соблазн бойкотировать Игры, что предлагали многие в тот момент, когда не было ясности с тем, допустят ли вообще кого-либо из наших спортсменов в Рио.
Что приобрела бы Россия, отказавшись от Олимпиады? Чувство собственного достоинства – мы не позволим так обращаться с собой? Но даже во времена СССР в 50-е годы мы не выходили из ООН, хотя были там в почти что полном меньшинстве – так кому бы и что мы доказали сейчас, оставшись дома? Нас обвинили бы в страхе, в желании скрыть свои «нарушения», в гордыне, но и это все непринципиально, в конце концов, не в первый раз. Самое главное в другом: мы бы сами, своими руками изолировали себя, то есть сделали бы то, чего и добивались наши противники. Между самоизоляцией и насильственной изоляцией разницы в этом смысле практически нет.
Приняв участие в Играх, пусть и сжав зубы и проглотив обиду, Россия в итоге выиграла, не только минимизировав ущерб своей репутации (да, мы не хозяева мирового информационного поля, нашу репутацию можно отстоять только на чужой площадке), но и показав более чем достойные спортивные результаты. Все понимают, что нынешнее четвертое место усеченной команды практически равно второму команды полноценной. Так что борьба за медали имела смысл.
Ну и, конечно, то, как отыгрались на наших паралимпийцах, принесло, как это ни цинично звучит, еще одну важную победу – эмоциональную. Вряд ли когда-то будут проводиться какие-то опросы мирового общественного мнения на тему отношения к недопуску российской паралимпийской сборной к Играм, но можно не сомневаться, что большинство в разных странах мира не только не поддержало это решение, но и увидело в нем чистую политику.
Политику давления, политику оскорбления, то есть все то, что не любит ни один народ в мире. И уж тем более русские, которых такое отношение делает лишь сильнее и злее, что продемонстрировало и выступление на этой Олимпиаде. И которые, как говорит фальшивая цитата из Бисмарка, всегда возвращаются за своими деньгами. То есть за своими украденными победами – не только олимпийскими.