Турецкий суд утвердил решение о блокировке сайта российского агентства Sputnik на территории страны. Требование о закрытии сайта «уместно и направлено на защиту жизни, имущества и безопасности граждан, а также защиту национальной безопасности, общественного порядка и предупреждения преступности», постановило ведомство.
Политические системы, ограничивающие свободу своих граждан, называются диктатурами
При этом суд проходил без участия представительства российского агентства Sputnik в Турции: «TIB (управление по телекоммуникациям и связи Турции) отказалось нам давать какую-либо информацию о том, где и когда будет проходить суд, поэтому наши представители в судебном заседании не участвовали. О решении суда мы узнали из турецких СМИ, никаких документов из суда мы не получили», – отметил главный редактор «Sputnik-Турция» Турал Керимов, которого цитирует РИА «Новости». Керимов добавил, что за последние полгода ни одного обращения в «Sputnik-Турция» от турецких компетентных органов по поводу выставляемого на сайте контента не поступало.
Помимо сайта Sputnik по требованию главного управления по вопросам безопасности при правительстве Турции закрыты сайт новостного агентства Dicle, а также ряд блогов в Twitter, сообщило местное агентство Anadolu. Представители управления утверждают, что администраторы перечисленных сайтов, а также соцсети Twitter не удаляют записи, в которых якобы «содержится пропаганда терроризма, тексты, поощряющие насилие и преступность».
Напомним, Sputnik (sputniknews.com) – новостное агентство и радио с мультимедийными информационными хабами в десятках стран. Включает в себя сайты более чем на 30 языках, аналоговое и цифровое радиовещание, мобильные приложения и страницы в соцсетях.
Сообщения о том, что Турция заблокировала сайт Sputnik, поступили еще в четверг. В пятницу управление по телекоммуникации и связи Турции подтвердило блокировку сайта. В субботу суд окончательно утвердил это решение.
«Политика нарастающего давления турецких властей на СМИ»
МИД России назвал блокировку сайта Sputnik в Турции «неправомочной акцией и очередным грубейшим нарушением фундаментальных прав и свобод человека, в том числе свободы слова и права на доступ к информации. Фактически продолжается политика нарастающего давления турецких властей на СМИ и необоснованного притеснения журналистов, за что Анкара неоднократно становилась объектом резкой критики со стороны авторитетных международных правительственных и общественных правозащитных организаций».
Вместе с тем российский МИД выразил убеждение, «что руководство Турции под влиянием дружественного турецкого народа, международного сообщества и просто здравого смысла рано или поздно откажется от своей опасной риторики противостояния и придет к правильным выводам в отношениях с нашей страной», отметила пресс-служба ведомства.
В МИДе признали: заявление турецкого агентства о том, что «административные меры в отношении указанного интернет-ресурса приняты в связи с размещением на его сайте информации, противоречащей закону», неубедительно. Поскольку турецкие власти приняли решение о закрытии сайта еще до рассмотрения дела судом, в ведомстве подчеркнули, что эта мера полностью противоречит определению Конституционного суда Турции, который признает закрытие управлением TIB любых сайтов до решения суда неправомерным.
Лазейка в законе и слезоточивый газ против неугодных СМИ
Однако в обширной базе законов Турции не так давно появилась лазейка, позволяющая не считаться с положениями Конституционного суда. Все началось, когда в марте 2014 года в Турции ввели временную блокировку YouTube и Twitter в связи с размещением на них материалов, связанных с коррупционным скандалом в высших эшелонах власти. Конституционный суд страны вскоре отменил эту блокировку и признал «неконституционными» полномочия ТIB блокировать сайты без решения суда. Тогда в январе 2015 года премьер и министры Турции получили право блокировать любой ресурс в интернете без решения суда согласно закону «Об общественных организациях и фондах», который был дополнен соответствующей статьей по инициативе одного из депутатов от правящей в Турции Партии справедливости и развития. С тех пор премьер и члены кабмина могут потребовать от TIB и провайдеров блокировать сайты или удалять с них контент в течение четырех часов после получения соответствующего распоряжения из соображений «национальной безопасности, защиты общественного порядка, профилактики преступности». В нынешнем году новшество активно практикуется: 4 марта власти Турции ввели внешнее управление и провели обыски в холдинге Feza Media Group и редакции газеты Zaman, напечатавшей мнения, отличные от официальных. Акция протеста против гонений на журналистов в Стамбуле была в жесткой форме пресечена полицией, применившей против демонстрантов слезоточивый газ.
«Мы четко выражаем опасения, особенно в плане Турции»
Действия Турции не остались в стороне от внимания Запада. Госдеп США предпочел было не комментировать блокировку российского сайта Sputnik. «Мы рекомендуем обращаться к турецкому правительству по данному поводу», – отметил официальный представитель американского ведомства Джон Кирби. При этом он добавил: «Говоря в более широком смысле, а не о данном конкретном случае, мы призываем все правительства соблюдать свободу слова». Однако дальнейшие вопросы журналистов вынудили Кирби признать: «...мы четко выражаем свои опасения, особенно в плане Турции». Напомним, еще в среду Госдепартамент США опубликовал доклад о правах человека в мире, где столь же четко выразил опасения по ущемлению свободы слова, по традиции, в России.
В отличие от Госдепа, международная правозащитная организация Amnesty International молчать не стала: «Долгое время мы фиксируем жесткие ограничения свободы слова в Турции. Я считаю, что ситуация серьезная, и она стремительно ухудшается», – заявил эксперт организации по Турции Эндрю Гарднер.
По его словам, СМИ в целом находятся под большим давлением в Турции, большая часть независимых изданий имеется только в онлайн-версии, причем за прошедшие несколько лет они часто становились целью властей. Гарднер отметил, что это стратегическая позиция властей Турции. «Ясно, что ситуация со свободой прессы и цензурой в интернете в Турции неприемлема, она не соответствует международным стандартам по правам человека», – добавил правозащитник.
Представитель ОБСЕ по свободе СМИ Дунья Миятович отметила, что «блокировка веб-сайтов является крайне непропорциональной мерой. Она препятствует праву на получение доступа к информации в интернете и негативно влияет на плюрализм и свободу слова в СМИ». Миятович призвала власти Турции к немедленной корректировке законодательства в области урегулирования интернет-сферы.
Прокомментировали ситуацию и в Париже. Официальный представитель МИД Франции Ромен Надаль заявил, что журналисты имеют право вести свою деятельность, где бы ни находились.
«Турция пытается обратить на себя внимание»
Член комитета Госдумы по информационной политике Александр Ющенко объяснил действия турецких властей «попыткой (...) хоть каким-то образом обратить на себя внимание, действуя мелкими провокациями. Это касается и ареста двух наших граждан, туристов, обвиненных якобы в шпионаже. Это касается и блокировки сайта международного агентства, которое пользуется авторитетом во всем мире. Турция попирает все мыслимые и немыслимые понятия о свободе слова и свободе распространения информации», – сказал Ющенко РИА «Новости».
Глава международного комитета Совфеда Константин Косачев связал блокировку сайта агентства Sputnik в Турции с заявлениями президента России Владимира Путина в ходе прямой линии и объяснил это тем, что Анкара боится, что «турки будут знать правду об отношении россиян к ним и к Турции в целом».
«То, что журналисты пострадали, поскольку имеют отличные от местной власти взгляды на политику, на будущее, думаю, это не последний случай такой. Желаю турецким коллегам держаться», – заявил председатель Союза журналистов России Всеволод Богданов.
По мнению председателя Совета по правам человека (СПЧ) при президенте РФ Михаила Федотова, блокировка сайта Sputnik в Турции является посягательством на свободу информации. «Сам по себе факт блокировки интернет-ресурсов, естественно, представляет собой ограничение свободы информации – где бы это ни происходило. Допустимы подобные репрессии только в отношении тех информационных ресурсов, которые используются для совершения уголовно наказуемых деяний. В данном случае я не допускаю мысли, что информационное агентство Sputnik используется для совершения преступлений против кого бы то ни было», – заявил Федотов.
«Если исходить из этой позиции, то следует признать, что блокировка сайта российского информационного агентства является не чем иным, как посягательством на свободу информации, гарантированную международными соглашениями», – добавил глава СПЧ.
Главный редактор агентства Sputnik Маргарита Симоньян заявила, что считает решение властей Турции заблокировать сайт агентства проявлением цензуры, свидетельствующим об отсутствии свободы слова.
«Диктатура и послание националистическим кругам»
Действия правящего режима Эрдогана осудили и турецкие депутаты. Блокировка в Турции сайта агентства Sputnik – это доказательство того, что Анкара движется в сторону авторитаризма.
«Политические системы, ограничивающие свободу своих граждан, называются диктатурами. Действия TIB являются полностью неприемлемыми», – заявил депутат оппозиционной Народно-республиканской партии от провинции Стамбул, член наблюдательной комиссии по предотвращению давления на СМИ Барыш Яркада. Он подчеркнул: «Эрдоган пытается перенести бессмысленный конфликт с Россией, который он инициировал, в сферу киберпространства, закрыв доступ к сайту российского информационного агентства».
Он также обратил внимание на то, что доступ был заблокирован не только к странице Sputnik на турецком языке, но и к страницам ресурса на других языках. «Закрытие версий сайта на английском и русском языках является показателем того, что цензура и давление на СМИ приняло международный масштаб. Это абсолютно неприемлемо. Блокировка доступа к сайту, публикующему новости из России, также является своего рода посланием националистическим кругам. Власти пытаются сказать: «Посмотрите, как мы боремся с Россией», – считает Яркада.
В свою очередь пресс-секретарь прокурдской Партии демократии народов (ПДН), депутат от провинции Карс Айхан Бильген заявил, что закрытие доступа к сайту по желанию властей является прямым давлением на прессу и открытым нарушением права на получение информации.