Решение об изменении военной доктрины было принято давно, и вот документ наконец попал на утверждение в СНБО Украины. Военная доктрина, сообщается на официальном сайте СНБО, основывается на Стратегии национальной безопасности Украины, которую президент Порошенко утвердил 26 мая. Проект, разработанный министерством обороны Украины, обсуждался при участии иностранных консультантов из украинского офиса НАТО.
Россия – враг
Украинские военные хоть и пишут, что Россия – враг, берут на вооружение основные положения российской доктрины касаемо угроз и мер противодействия
После того, как военную доктрину подпишет президент Порошенко, она станет новым базовым документом военного планирования и основой для разработки концепций и государственных программ реформирования и развития Вооруженных сил Украины.
Доктрина сменит аналогичный документ, утвержденный в 2004 году указом Леонида Кучмы. Поправки в него вносились при Викторе Януковиче, в том числе в 2012 году. Тогда в военной доктрине было указано, что Украина является страной с внеблоковым статусом и «расценивает ее как важный фактор снижения напряженности военно-политической обстановки в регионе». В новом документе же закреплен отказ от последней поправки. Первая военная доктрина была утверждена Верховной радой еще в 1993 году.
Однако главное отличие нового документа в том, что он впервые определяет главного военного противника Украины – Российскую Федерацию. Также в нем прописаны «условия освобождения временно оккупированных территорий Украины».
Как утверждается на сайте СНБО, новая доктрина разработана с учетом высокой вероятности крупномасштабного применения против Украины военной силы. Этот аспект указан в документе как главная угроза национальной безопасности Украины в военной сфере. Помимо отказа от политики внеблоковости, в доктрине прописано восстановление стратегического курса на евроатлантическую интеграцию.
Помимо этого, документ определяет признаки возникновения вооруженного конфликта внутри страны, учитывает увеличение роли информационно-психологических операций в конфликтах, подчеркивает необходимость совершенствования системы мобилизационной подготовки и мобилизации и существенного увеличения профессиональной составляющей в Вооруженных силах Украины и других военных формированиях, формулирует меры по подготовке государства к обороне, необходимые для восстановления государственного суверенитета и территориальной целостности государства, а также задачи развития оборонного и безопасного потенциала Украины как необходимого условия отпора вооруженной агрессии.
Гордость и неадекватность
Заседанию СНБО, во время которого была принята военная доктрина, предшествовала речь президента Порошенко. «Красной нитью через этот стратегический документ идет тема евроатлантической интеграции, необходимость приведения всей нашей оборонно-военной системы в соответствие со стандартами НАТО, достижения критериев членства (в НАТО), – заявил он, передает «Интерфакс-Украина». – Именно эта задача до 2020 года – обеспечить полную совместимость Вооруженных сил Украины с соответствующими силами стран – членов НАТО», – добавил он.#{ussr}
«Все актуальные угрозы и военные вызовы, к сожалению, связаны с Россией, и все они носят длительный характер, – добавил Порошенко. – Сознательное или бессознательное неприятие независимости Украины, настолько глубоко укоренившееся в менталитете российской политической элиты, никуда не денется в исторической перспективе», – заявил глава государства.
Ранее на Украине была «ложная военная доктрина, которая была построена на ожидании нападения с Запада, которая нам досталась от Советского Союза», считает Порошенко. «За 24 года она не была перестроена», – сказал президент. Поправки времен Януковича он назвал работой «ликвидационной комиссии из российской агентуры, которой была нашпигована украинская армия и украинские спецслужбы», передает УНИАН.
Новым проектом военной доктрины очень доволен премьер Украины Арсений Яценюк. Он не раз заявлял о необходимости изменений в этом документе. Еще в 2014 году он говорил, что нужен документ «с четким определением, кто является агрессором и кто угроза». «В новой оборонной доктрине Россия должна быть признана как государство-агрессор и основная и единственная страна, которая угрожает территориальной целостности и национальной безопасности Украины», – заявлял Яценюк.
В «Единой России» сочли новую военную доктрину доказательством неадекватности киевских властей. Об этом заявили на брифинге председатель комитета Госдумы по безопасности и противодействию коррупции Ирина Яровая и первый замруководителя фракции ЕР Франц Клинцевич.
«Проект военной доктрины Украины – это не документ о национальной безопасности, а документально предъявленный миру вызов агрессии и подтверждение неадекватности нынешней украинской власти», – сказала Яровая, передает РИА «Новости». Украина, по ее словам, утрачивает остатки правовой культуры из-за тех, кто «через государственный переворот и насилие установил свою власть» в этой стране. При этом Яровая добавила, что народ Украины был и остается братским для России.
Клинцевич напомнил, что Яценюк, хвалившийся новой доктриной, буквально на днях просил Россию «предоставить Украине отсрочку в погашении долга в 3 миллиарда долларов до 2019 года и списать 20 процентов его номинала». «Простите, но только спьяну можно покрыть своего соседа отборным матом, когда днями раньше ты просил у него об отсрочке долга», – считает Клинцевич.
Объявить войну нельзя, написать о ней можно
Эксперт Ассоциации военных политологов, доцент кафедры политологии и социологии РЭУ имени Плеханова Александр Перенджиев уверен, что новой военной доктриной Украина продолжила линию, которая, с одной стороны, закрепляет в правовых документах тезис о том, что страна находится в военном положении, но с другой – это некий отчет перед западными партнерами, спонсорами о том, «что на Украине выполняют все поставленные задачи и обязательства поддерживать острые и напряженные отношения с Россией».
«Понятное дело, что переходить на полную конфронтацию Украина не может. Объявить войну России грозит большими последствиями прежде всего для самой Украины», – сказал Перенджиев газете ВЗГЛЯД.
Политолог отметил, что доктрина закрепила все политические высказывания высшего руководства Украины и теперь будет определять правила игры для всех остальных политиков. «Теперь все четко должны знать, что делать, говорить и как рассуждать. Если кто ведет бизнес с Россией, то получается, что он ведет его с врагом, и т.д. Теперь под вопросом положение украинских военных атташе в России. Получается, они находятся на вражеской территории? В этом отношении доктрина подставляет бизнес, граждан, дипломатов. Россия же может придумать, как использовать в свою пользу то, что прописано в военной доктрине Украины. Создается ощущение, что Украина роет себе очень серьезную яму», – полагает эксперт.
Он уверен, что вскоре обязательно последует официальная реакция военного руководства России. «Если Россию рассматривают в качестве врага, то мы должны сказать: «Извините, во-первых, мы готовы дать отпор в случае, если вы на нас нападете. А во-вторых, в конце концов, вы определитесь, с кем воюете: с Россией или со своим народом». Заявляется, что Украина воюет с Россией, но завуалированно это выглядит, как будто Украина воюет сама с собой. России можно обозначить свою позицию в том духе, что Украина определила себе врага – свой собственный народ», – отметил эксперт.
По мнению политолога, отдельные пункты доктрины, в том числе об информационно-психологических операциях, говорят о том, что Украина перечитала российскую Военную доктрину и решила позаимствовать некоторые ее положения.
«В российской Военной доктрине очень много внимания уделяется информационной составляющей. Поэтому украинские военные, хоть и пишут, что Россия – враг, берут на вооружение основные положения российской доктрины касаемо угроз и мер противодействия», – отметил Александр Перенджиев.
Директор киевского Центра политического маркетинга Василий Стоякин напомнил, что предыдущая военная доктрина абсолютно не оправдала себя, потому что в ней указывалось слишком много направлений угроз. «Поэтому принятие новой военной доктрины, безусловно, положительный шаг, направленный на нормализацию общей оборонной политики. Понятен и выбор главного противника, потому что после перехода Крыма в состав России никакого другого варианта быть не могло. Россия, с точки зрения украинского руководства, проявила себя как враг, соответственно, доктрина должна быть направлена на предотвращение повторной агрессии. Тут все логично», – сказал Стоякин газете ВЗГЛЯД.
Он отметил также, что доктрина направлена не только на оборонную сферу. «Это еще сигнал украинскому обществу, типа мы определились с нашим курсом: вот наши друзья, вот наши враги. Это сигнал Западу, что, дескать, Украина – передовой отряд в борьбе с «ордынской империей» и это сигнал самой «ордынской империи», что вот мы собираемся с вами воевать. Ребята, спасайтесь кто может», – иронизирует эксперт.