Российская сторона представила ООН проект резолюции по рухнувшему в Донбассе малайзийскому Boeing. Он был рассмотрен на закрытом заседании Совета Безопасности организации в понедельник. Проект не предусматривает создание международного трибунала. Россия настаивает на том, что «установление истинных причин этого авиационного инцидента необходимо для привлечения к ответственности виновных» и что Международная организация гражданской авиации (ИКАО) «могла бы сыграть более активную и должную роль в расследовании».
«Безупречное расследование»
Россия добивается того, чтобы все было на уровне выяснения обстоятельств произошедшего, а не на уровне обвинений. Судя по всему, сдвиг в этом направлении произошел
Также в проекте резолюции выражается озабоченность ходом расследования. Ведущая его группа экспертов не обеспечивает «достаточной прозрачности в его организации и методах работы, что может негативно повлиять на его исход», подчеркивается в документе. При этом постпред России при ООН Виталий Чуркин отметил, что в ходе закрытого совещания представители других стран в СБ настаивали на том, что расследование ведется «безупречно», сообщил ТАСС.
Поэтому крайне необходимо участие третьей стороны. «Мы призвали активизировать роль генерального секретаря, которая предусмотрена резолюцией 2166. Есть целый ряд положений по более глубокому вовлечению всех заинтересованных сторон в ведущееся расследование, – пояснил Чуркин. – Нам главное – понять, какую полезную роль может продолжать играть Совет Безопасности». Москва предложила генеральному секретарю ООН Пан Ги Муну в течение двух недель представить предложения по «шагам, которые бы усилили роль ООН в поддержке расследования», и высказалась за назначение организацией спецуполномоченного по инциденту, отмечается в документе.
«Спешка преодолена»
По окончании заседания Чуркин отметил, что вопрос о создании международного трибунала для расследования причин катастрофы на встрече не рассматривался. «Мне кажется, что эта спешка (с созданием трибунала) преодолена, а если спокойно, тщательно поработать, то можно выйти на достойное решение. Я надеюсь, что именно так это и произойдет», – подчеркнул он.
Российский постпред добавил, что «очень удовлетворен ходом и итогами этого обсуждения». «Конечно, звучали и некоторые полемические реплики наших западных коллег. Но в целом я почувствовал желание того, чтобы в этих непростых условиях под большим пропагандистским прессингом, который создан мировыми СМИ, Совет Безопасности не оказался замешан в какую-то пропагандистскую политическую игру, а помог бы сделать реальный шаг в проведении расследования и в конечном итоге привел бы к судебному разбирательству, которое необходимо», – подчеркнул Чуркин, которого цитировал «Интерфакс».
Он пояснил, что «каких-то твердых результатов или договоренностей не достигнуто, но все же очень важно, что мы расстались с настроением попробовать найти общий знаменатель и попробовать посмотреть, как подход, предложенный малайзийской стороной, и подход, предложенный нами, соединить для того, чтобы Совет Безопасности помог сделать следующий шаг».
Чуркин добавил, что на данный момент не назначено никаких дальнейших консультаций по проекту резолюции. Постпред не стал строить предположений по поводу того, когда документ может быть рассмотрен. «Пока должны все переварить состоявшееся сегодня обсуждение. Посмотрим, что будет дальше», – подчеркнул он.
«Прозвучала очень сильная поддержка идеи трибунала»
При этом АP отметил, что пять стран: Малайзия, Украина, Нидерланды, Австралия и Бельгия – в совместном заявлении в понедельник в очередной раз подчеркнули, что создание трибунала необходимо. Так как трибунал создается до завершения расследования, это «гарантирует, что суд будет неполитизированным, насколько это возможно», отметило издание. «Украина и Запад подозревают, что рейс MH17 был уничтожен ракетой «земля-воздух», выпущенной российскими солдатами или поддерживаемыми Россией сепаратистами, что Москва отрицает. Российские чиновники и государственные каналы в свою очередь говорят, что Boeing якобы был сбит украинской ракетой или военным самолетом», – напомнил АP.
В свою очередь председательствующий в СБ ООН постпред Новой Зеландии Джерард ван Бохемен назвал состоявшуюся встречу «очень позитивной» и заявил, что в ходе нее «прозвучала очень сильная поддержка идеи создания трибунала», который предусмотрен проектом резолюции, предложенным ранее Малайзией. «У России, конечно, другие взгляды на этот счет. Она объяснила свою резолюцию. Был ряд стран, которые призвали двух ключевых оппонентов сблизить позиции и попытаться найти взаимоприемлемое решение», – сказал дипломат.
«Понятно, что у нас есть недоверие»
«Мы с самого начала протестовали против того, чтобы стороны отходили от существующей практики расследования, когда участвует ИКАО, Международная организация гражданской авиации. На той территории, где это произошло, – тем более, – напоминает первый заместитель председателя комитета ГД по международным делам Леонид Калашников. – Но в этом случае пошли по другому пути, надеясь политизировать ситуацию. Большинство граждан были из Нидерландов и Малайзии, и было понятно, что эти стороны будут пристрастны. Также было понятно, что они прибегнут к третьей стороне, которая имеет возможности для проведения должного расследования, которых нет ни у Нидерландов, ни у Малайзии. Я думаю, что там главную скрипку играют структуры США и Запада, вполне возможно, что военного характера», – заявил Калашников газете ВЗГЛЯД.
«Почему в этом случае такая избирательность? Почему почти все авиационные происшествия расследуются по одной методике, а это решили расследовать иначе? Оно выбивается из ряда других подобных дел», – отмечает он.
Если ООН действительно будет вовлечена в процесс расследования и будет назначен спецпредставитель от этой организации, это может изменить ход дела, считает Калашников. «ООН представлена практически всеми ведущими странами. И как бы она ни была пристрастна, это дополнительный фильтр, который позволяет оценить ситуацию внимательнее. Но и это не панацея. Мы помним пробирки, которыми размахивали в ООН, и понятно, что у нас есть недоверие. Однако это все же попытка как-то вывести расследование на свет, так что к этой инициативе надо отнестись очень внимательно», – считает он.
Сейчас упорно делаются попытки политизировать процесс расследования, отметил Калашников. Он напомнил, что подобное происходило и раньше, когда США были заинтересованы в нагнетании негатива вокруг России.
«Во времена холодной войны погиб южнокорейский Boeing. Это произошло накануне определенных событий вокруг нашей страны. Тогда наладились экономические отношения с Западной Европой, в частности по поставке газа, – напоминает он. – Я работал начальником участка на Волжском автозаводе – руководил бригадой французов, которые налаживали робототехнические комплексы из Франции. Утром, после крушения Boeing, они смотрели на меня волком, когда я пришел на работу. Они узнали о произошедшем из своих СМИ. Через какое-то время Франция отозвала их – они уехали в знак протеста против крушения самолета. Это пример того, как Америка использует такие вещи в своих целях. И я не исключаю, что и сейчас происходящее используется в политических целях. Наша задача состоит в том, чтобы вывести это из тени на свет», – считает он.
Исключить политику
«Смысл нынешней дискуссии прост. Нужно понять, является ли расследование техническим, то есть оно должно установить, что случилось с самолетом, либо же нужно расследование политическое, в чем и смысл трибунала, – поясняет в беседе с газетой ВЗГЛЯД главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов. – Специалисты, которые ведут расследование в Нидерландах, или специалисты ИКАО должны сказать, что случилось. А трибунал – определить, кто виноват. Россия добивается того, чтобы все это было на техническом уровне выяснения обстоятельств произошедшего, а не на уровне обвинений. Судя по всему, сдвиг в этом направлении произошел», – полагает собеседник.
Действия России направлены на то, чтобы снизить политизированность процесса, констатирует Лукьянов. «Избежать ее полностью невозможно, но снизить – вполне можно, – уверен он. – Судя по тому, что говорит Чуркин, кажется, что есть некоторый сдвиг в сторону неконфликтности».
Лукьянов напомнил, что создать трибунал в обход мнения России невозможно – РФ может наложить вето. Но есть и другие механизмы, через которые можно протолкнуть данную идею. «Есть вариант, что какое-то подобие трибунала может создать Генассамблея ООН, где у России права вето нет. Но это сложный вопрос, и неочевидно, что другие крупные страны в этом заинтересованы. Ведь если создать такой прецедент, то те же США постоянно будут попадать под трибунал», – отметил эксперт.
Вовлечение ООН, о котором говорит Россия, может иметь одну цель: сделать процесс менее подверженным западному влиянию, полагает эксперт. «ООН – это универсальная организация, и большинство в ней составляют не западные страны. Понятно, что влияние Запада крайне высоко, но тем не менее. Однако я не уверен, что это получится сделать. Этот вопрос пока висит в воздухе», – считает Лукьянов.
Обсуждение, которое происходит сейчас, – это долгосрочный дипломатический процесс, считает эксперт. «Это не финал, а продолжение. И до октября, пока не обнародован отчет комиссии, будет вестись активная работа вокруг этого вопроса», – отметил Лукьянов.
«Другие страны будут и дальше настаивать на трибунале, так как это политическая линия, – уверен Лукьянов. – Ведь если будет голосование и Россия одна наложит на резолюцию вето, то это будет выглядеть очень невыгодно. Получится, что есть страны, которые хотят «выяснить истину», и есть Россия, которая этому препятствует», – поясняет он. Несмотря на то что недавно Китай высказался в поддержку России в этом вопросе, это еще не говорит о том, что страна также готова заблокировать резолюцию, добавил эксперт. «Наложит ли вето Китай – это сейчас совсем неочевидно. Китай знаменит своей уклончивой позицией: он легко может воздержаться», – отметил Лукьянов.
Напомним, что в понедельник Россия созвала встречу СБ ООН для обсуждения своего проекта резолюции по сбитому над Донбассом Boeing. 14 июля в СБ ООН был внесен проект резолюции о создании международного трибунала по крушению малайзийского Boeing на Украине. Однако Москва считает преждевременной и контрпродуктивной постановку вопроса о международном трибунале. 17 июля концерн «Алмаз-Антей» объявил о новых данных о крушении Boeing на Украине, подтверждающих несостоятельность версии о пуске ракеты с территории ополчения.
Крушение Boeing 777 «Малайзийских авиалиний», который летел из Амстердама в Куала-Лумпур, произошло 17 июля прошлого года над территорией Донецкой области Украины, контролируемой ДНР. На борту лайнера находились 298 человек. Выживших в авиакатастрофе нет.