Две делегации должны были сойтись в знаменитой Зеленой гостиной Кремля, выполненной в салатовых тонах и напоминающей зимний сад, уголок лета посреди зимнего Кремля. Темно-зеленый ковер на полу там украшен золотыми узорами, светло-зеленые подушки на креслах, салатового оттенка столешницы на кофейных столиках, и даже лежащие на них карандаши там малахитового цвета.
Что еще могли подумать местные жители, рыбаки, когда им говорили, что после строительства АЭС исчезнет вся рыба?
Контрастно с этой зеленью смотрелись два государственных флага, установленные на время встречи за спинками кресел, возле позолоченного камина, – российский и индийский триколоры. Даже жгуче-зеленая полоса на индийском не гармонировала с нежной зеленью гостиной, не говоря уж про его жгучую оранжевую полосу.
Минут за десять до лидеров в гостиную вошли Сергей Кириенко и Алексей Улюкаев, и глава Росатома тотчас принялся что-то втолковывать министру экономики – бурно, но негромко. Кириенко пафосно вздымал ладони, словно мусульманин перед намазом, а затем загребал ими что-то в одну горку, словно бы кочегар – топливо. Не исключено, что речь шла про ядерное топливо для новой АЭС в индийском штате Андхра-Прадеш. Улюкаев напряженно слушал, но не спешил соглашаться.
Вдобавок к Кириенко затем в зале появилось сразу еще три Сергея: Лавров, Чемезов и Шойгу. И вскоре Кириенко переключился на Шойгу. Не менее активно жестикулируя, он принялся что-то тихо внушать министру обороны. Шойгу изредка неспешно кивал.#{image=970687}
Путин с одной стороны и вся индийская делегация с другой вошли в гостиную одновременно. Вся индийская делегация одета была в стандартные европейские пиджаки, кроме трех членов. Сам премьер-министр Нарендра Моди надел, как обычно, френч, его переводчица – единственная дама в делегации – платье, а его ближайший соратник, севший по правую руку от премьера, позволил себе шарфик, видимо, в ожидании московских морозов, и шарфик путался с галстуком и шнурком от бейджа.
Наконец гости расселись, и по их рассадке сразу стало ясно, что экономический аспект на переговорах будет превалировать, между тем, как пресса накануне предрекала, в Кремле будет заключена грандиозная сделка по поставке в Индию российского вооружения, в том числе зенитно-ракетных комплексов С-400 «Триумф», причем чуть ли не пяти дивизионов. Однако на самом деле сразу после Путина и профильного министра Лаврова места заняли министр экономики Алексей Улюкаев и лишь затем – глава Минпромторга (который и курирует ВПК) Денис Мантуров и глава Минобороны Сергей Шойгу. Кириенко сел в конце, рядом с главой Ростеха Сергеем Чемезовым.
Слово индийского гостя
Первым слово взял Путин, поприветствовав индийского гостя. «Мне приятно отметить, с удовольствием это делаю, что мы последовательно и уверенно развиваем привилегированное стратегическое партнерство между Индией и Россией», – заявил президент. Говоря об укреплении сотрудничества, он был очень собран и серьезен, сцепил перед собой пальцы обеих рук – в прочный замок.
«Ваше превосходительство, я благодарен вам за очень теплый прием и то, с какой теплотой вы приняли меня и индийскую делегацию», – взял в ответ слово Моди, и Путин чуть расслабился и даже стал слегка постукивать ботинком о пол, словно разминал ноги перед тренировкой.
Затем пресса покинула гостиную, оставив делегации наедине.
Переговоры затянулись больше чем на час против запланированного, после чего обе делегации вышли сперва не в Малахитовое фойе, где обычно подписываются договоры, а в Георгиевский зал – к собравшимся в то же время в Кремле лидерам делового мира обеих стран.
«Как известно, в нашем торгово-экономическом взаимодействии наметился некоторый спад, к сожалению, – напомнил Путин. – Разумеется, влияют здесь, прежде всего, внешние факторы: колебание уровня спроса и предложения, волатильность валют. Поэтому основная задача сейчас задействовать все возможности для диверсификации российско-индийских связей, активно продвигать проекты в таких областях, как высокие технологии, инновации, энергетика, авиа- и машиностроение, медицина, алмазная промышленность».
Только после встречи с деловыми людьми два лидера перешли наконец в Малахитовое фойе, где и рассказали ожидавшим журналистам, о чем договорились. Путин сообщил о ближайших планах построить в Индии несколько блоков АЭС, а также что Дели выделил еще одну площадку для новой российской АЭС. А Моди добавил, что Россия становится «источником энергобезопасности для Индии».
Атомный дизайн и рыбаки
После этого члены обеих делегаций под аплодисменты заключили ряд соглашений. Так, Сергей Кириенко и посол Индии в Москве Пунди Шринивасан Рагхаван подписали программу по «локализации производства в Индии для АЭС российского дизайна».
После церемонии на вопрос репортера газеты ВЗГЛЯД, появится ли АЭС именно в штате Андхра-Прадеш, как и предполагала пресса, Сергей Кириенко ответил утвердительно: «Да, мы договорились!» На другой вопрос о том, не опасается ли он массовых протестов «зеленых» и местных индусов в этом штате, аналогичных тем, что три–четыре года назад сопровождали строительство первой АЭС в Куданкуламе (штат Тамилнад), глава Росатома оптимистично ответил, что не опасается.
«Это были не столько протесты «зеленых», сколько проявление недостаточной разъяснительной работы. Что еще могли подумать местные жители, рыбаки, когда им говорили, что после строительства АЭС исчезнет вся рыба? – риторически спросил Кириенко. – Вот они и возмущались. Но потом делегацию рыбаков просто посадили на самолет и свозили в Китай, на аналогичную Тяньванскую АЭС».
Там, как рассказал глава Росатома, они увидели своими глазами, что рыба никуда не исчезает, а спрос на нее, наоборот, растет, поскольку рынок сбыта существенно вырос, в рыбацкие деревни пришло доступное электричество, а дети крестьян вместе с образованием получают шанс вырваться из нищеты.
Кириенко также отметил, что протесты против АЭС раскручивались искусственно. Напомним, в начале 2012 года газета ВЗГЛЯД цитировала предшественника Нарендры Моди, тогдашнего премьера Манмохана Сингха, заявившего, что протесты вокруг АЭС «Куданкулам», построенной при участии россиян, подогревают американские НПО.
На вопрос, обсуждалась ли с гостями необходимость аналогичной «разъяснительной работы» и в новом штате, Кириенко воскликнул: «Нет! Ну зачем? Они сами такие вопросы решают».
Тем временем среди подписанных в Малахитовом зале бумаг, вопреки предсказаниям, так и не оказалось соглашения о поставке С-400 «Триумф». Хотя накануне визита комитет по закупкам индийского правительства и одобрил выделение денег на его покупку. Впрочем, пресса предупреждала, что Москва и Дели пока не договорились о стоимости. На вопрос репортера газеты ВЗГЛЯД, не стала ли именно цена препятствием, из-за которого стороны так и не договорились по С-400, покидающий Малахитовое фойе Сергей Чемезов лишь весело удивился: «Почему не договорились? Мы еще не начинали!» – и дал понять, что сделка еще вполне возможна.