1
Сотрудничество между современными Индией и Россией продолжается не одно десятилетие. А после подписания нашими государствами в 2000 году Декларации о стратегическом партнерстве начался новый этап более тесных российско-индийских отношений.
Проблемы религиозной нетерпимости не в религии, а в людях, использующих ее для решения своих политических или экономических задач
Как показало время, смена правительств не влияет на общий вектор нашей внешней политики в отношении России. Поэтому мы не ожидаем каких-либо изменений в двухсторонних отношениях после победы оппозиции на всеобщих выборах в Индии в мае этого года.
Помимо экономических и военно-технических проектов Индию и Россию сближает множество социальных и культурных связей, имеющих долгую историю. Они существовали и в Советский период, и до него.
Так, в одном из старейших российских вузов – Санкт-Петербургском государственном университете – еще в 19 веке изучали индологию. В МГУ также готовят специалистов по этому направлению. Можно сказать, что Россия была одной из первых стран, где начали изучать индологию. Глубоко изучаются язык, филология, философия и литература. Целый ряд ученых в Москве, Санкт-Петербурге, Казани ведут научные изыскания в этом направлении. Не так давно Институт философии РАН выпустил энциклопедии индийской и буддийской философии.
Культурный центр при индийском посольстве в Москве организует курсы по йоге, индийским танцам, музыке. Эти занятия пользуются большой популярностью среди москвичей. Их посещают около 500 человек. Больше наш центр просто не может вместить. Всего же по России около 40–50 независимых от посольства индийских культурных центров.
Ну и, конечно, в СССР были очень популярны индийские фильмы. Думаю, что большинству россиян среднего возраста хорошо знакомо имя актера Раджа Капура. Нам хотелось бы, чтобы и молодое поколение россиян больше узнавало об индийской культуре.
Почему между нашими народами уже не одно столетие существует такой интерес и взаимная связь? Полагаю, что есть регионы, где люди могут инстинктивно понимать культуру друг друга. Могу сказать, что индийцы, приезжающие в Россию, легко здесь адаптируются и быстро находят общий язык с русскими. И это еще одно подтверждение близости наших культур.
Кроме того, Россия и Индия многонациональны. У наших стран есть ценный опыт решения проблем, возникающих в мультикультурном обществе. Естественно, в каждой стране своя специфика, своя история и свой исторический опыт решения проблем межкультурных отношений. Но благополучие мультикультурного общества всегда зависит от взаимного уважения между культурами внутри сообщества, защиты прав и возможности самовыражения представителей всех культур.
Все религии учат терпимости. Если вы обратитесь к книгам, на которых сформировался Индуизм, то увидите чрезвычайную широту взглядов, либеральную и толерантную философию. Философию, которая стала религией. Но иногда верующие не так терпимы, как это предписывает их вера. Так же, как и в любой другой стране, проблемы религиозной нетерпимости не в религии, а в людях, которые используют ее для решения своих политических или экономических задач.
С одной стороны, каждая культура внутри общества – это своя специфика, своя идентичность. С другой – все эти культурные сообщества должны быть объединены в нацию единой идентичностью. И очень важно сохранить баланс и развивать каждый из этих аспектов.
Для многих россиян Индия видится не только очень древней, но и мистической страной, сохранившей многие древние традиции. Но факт в том, что мир становится все более материально ориентированным. Индия здесь не исключение. И то, насколько под влиянием прогресса та или иная страна сможет сохранить свое духовное наследие, зависит от многих факторов.
Если посмотреть на разные страны, можно увидеть, как они проходили через определенные фазы, когда периоды ярко выраженного материализма сменялись попытками вернуться к своим первоначальным духовным корням. Это самокорректирующийся механизм, когда в обществе в исторический момент начинают преобладать определенные идеи.
Вполне естественно, что когда вы достигаете благополучия, вы начинаете искать некие духовные опоры для этого благополучия. Эти постоянные усилия и будут способствовать сохранению духовного наследия и культурных основ в обществе, как в индийском, так и российском.
2
Индия, как и остальной мир, очень обеспокоена событиями, происходящими на Украине. Особую озабоченность вызывает противостояние между различными группами внутри украинского общества, сообщения о насилии и гибели людей.
Мы твердо убеждены, что жизнеспособные решения по выходу из сложившегося кризиса можно найти только путем взаимного уважительного диалога, поддержанного всеми группами украинского общества. «Украинский вопрос» должен решаться самими гражданами Украины. Но, учитывая расположение Украины на карте Европы, для мира в регионе важно, чтобы принятые решения были комфортными и для всех государств-соседей.
В обществе, особенно мультикультурном, как и во всем мире, очень важны гармония и толерантность. Мультикультурное общество – это продукт технологического развития, спровоцировавшего миграцию и формирование на протяжении десятилетий нового культурного состава населения регионов. Основа мира в таком обществе – гармония, терпимость, взаимное уважение к традициям, религиям и обычаям всех групп, составляющих данное общество.
Задача властей и правительств – гарантировать каждой общине равный доступ к образованию, здравоохранению, другим социально-экономическим возможностям. Тем самым подчеркивается, что каждая группа внутри общества вносит свой вклад в достижение общенациональных целей, имея при этом возможность сохранять свои самобытные черты и уникальное культурное наследие.
Например, в Индии права меньшинств формально закреплены в конституции. В ней прописано, что при любом правительстве у власти права представителей всех культур будут соблюдаться.
В любом обществе время от времени возникают очаги напряженности. Причины могут быть разные. Они бывают политическими. Но чаще напряженность в обществе провоцируют проблемы в экономике. Особенно хорошо это видно на примере развивающихся стран. И хотя волнения порой пытаются объяснить религиозным или культурным фактором, корни у них чаще экономические.
Конечно, при решении проблем в обществе не должны игнорироваться культурные и социальные причины недовольства. Иногда эти нарушения прав могут быть кажущимися. Ведь мы знаем, какую важную роль играет восприятие обществом тех или иных событий и фактов.
Но особое внимание следует уделять вопросам экономического благосостояния и образования. Тогда в обществе будет расти сознательность, а это в свою очередь автоматически будет решать многие проблемы.