Установить истину пока не представляется возможным. Разумеется, США, как ведущая страна НАТО, членом которого является Турция, поддержит союзную страну. Разумеется, российское Минобороны никогда не признает, что наш самолет нарушил турецкую границу, даже если летчики совершили ошибку и на самом деле ненадолго оказались в воздушном пространстве Турции.
У России есть только два союзника: ее армия и флот», – эти слова Александра III, похоже, никогда не потеряют актуальности
Впрочем, то, что катапультировавшиеся пилоты приземлились на территории Сирии, и то, что Анкара ранее высказывала обеспокоенность тем, что ВКС России наносят удары по туркоманам, живущим на сирийской территории неподалеку от границы с Турцией, косвенно свидетельствует о том, что «ошиблись» (разумеется, преднамеренно) турецкие зенитчики.
Официальная позиция Анкары проста и понятна: «Мы – независимая страна, наше воздушное пространство священно, нарушители будут наказаны, несмотря ни на что». Также действующие турецкие власти во главе с президентом Реджепом Тайипом Эрдоганом являются давними и последовательными противниками сирийских властей и лично Башара Асада. Турция с самого начала высказывала недовольство российской операцией против ИГИЛ*, в которой официальная Анкара, как и многие другие страны НАТО, видит лишь поддержку Асада.
Но одно дело – словесное недовольство, а совсем другое – то, что страна – член НАТО впервые в истории сбила российский самолет. Какой будет реакция Москвы, мы узнаем в самые ближайшие часы, скорее всего, туроператорам можно посоветовать на всякий случай пока что приостановить продажи путевок в Турцию.
Сбитый российский самолет – это логичное продолжение внешней политики Турции, направленной на балансирование между основными мировыми центрами силы при жестком отстаивании собственных интересов.
После того как Болгария под давлением США и ЕС отказалась от крайне выгодного для нее «Южного потока», Турция немедленно заняла ее место, согласившись построить на своей территории газораспределительный хаб. Но, заключив договор с Газпромом, турки немедленно начали затягивать начало строительства, требуя себе дополнительных преференций.
Отношения Турции и ИГИЛ тоже сложно назвать однозначными. Да, формально Турция осуждает теракты, принимает беженцев и, как член НАТО, разделяет обеспокоенность западного мира бесчеловечным игиловским режимом. С другой, именно через Турцию идет основной поток иностранцев, желающих примкнуть к ИГИЛ, именно Турция покупает нефть, которую добывают игиловцы, именно Турция предоставляет свою территорию для переговоров представителей США и ИГИЛ (были такие чуть больше года назад, если кто забыл).
Более того, Анкара регулярно наносит удары по курдам, активно ведущим борьбу с ИГИЛ на севере Ирака и Сирии.
Поэтому, даже если признать право Турции на защиту своей территории или дружественных ей сирийских туркоманов, фактически, сбив российский самолет, Анкара непосредственным образом поддержала ИГИЛ.
Риторика властей Турции на самом деле очень знакома и напоминает доводы адвокатов УПА. Мол, бандеровцы сражались одновременно против тоталитарной Германии и тоталитарного СССР, поэтому называть их приспешниками Гитлера нельзя.
На самом деле – можно и нужно. В мировых войнах третьей стороны быть не может – либо ты с теми, кто признает право наций на свободный выбор образа жизни, либо ты на стороне тех, кто хочет навязать свою волю другим. Поэтому УПА* помогали Гитлеру, а Турция помогает ИГИЛ. Без вариантов и нюансов.
Интересно, как после этого президент Франции Франсуа Олланд собирается смотреть в глаза своим избирателям? Пока он, президент государства – члена НАТО, говорит о необходимости максимально широкой международной коалиции против террора, другой член НАТО сбивает самолет страны, ведущей наиболее масштабную, по сравнению с другими странами, войну против ИГИЛ.
Вряд ли сбитый российский истребитель станет поводом для широкомасштабного противостояния Москвы и Анкары, как сейчас предполагают в «Фейсбуке» некоторые чересчур агрессивные блогеры. Но, безусловно, не стоит думать, что Россия так просто спустит Турции этот однозначно враждебный акт. Последствия будут, и вряд ли они покажутся Турции незначительными.
Независимо от того, как именно Турция и НАТО будут оправдываться и что конкретно предпримет в ответ Россия, сбитый российский самолет стал ярким подтверждением того, что ни о какой широкой коалиции против ИГИЛ пока что говорить не приходится.
Несмотря на регулярные заявления о том, что ИГИЛ является угрозой для всего мира и, только объединив усилия, можно победить эту угрозу, никаких серьезных шагов в этом направлении ни западные страны, ни НАТО, ни нефтяные монархии Ближнего Востока делать не собираются. Локальные геополитические интересы и страх перед возрождением России как сверхдержавы оказываются сильнее непосредственной террористической угрозы.
Значит, теракты продолжатся, несмотря на все усилия европейских полицейских. Значит, Россия в борьбе с ИГИЛ пока что может полагаться только на себя и на сирийские официальные власти и, отчасти, на Иран.
«У России есть только два союзника: ее армия и флот», – эти слова Александра III, похоже, никогда не потеряют актуальности.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ