Несмотря на то, что инцидент с попаданием в небо над Турцией российского самолета был исчерпан, Реджеп Эрдоган вместе с западными партнерами продолжает нагнетать обстановку вокруг российско-турецких отношений. Президент Турции вспомнил о важнейших инвестиционных проектах, которые теперь могут пострадать.
«Снова звонить не вижу смысла»
То, что Турция может отказаться от российского газа в пользу иранского, – это бред, это невозможно представить
О России и совместных контрактах Эрдоган вспомнил в четверг, когда летел в самолете в Японию. «Мы являемся покупателем номер один природного газа из России. Потеря Турции будет серьезной потерей для России. При необходимости Турция может покупать природный газ в самых разных местах», – цитирует его РИА «Новости» со ссылкой на телеканал NTV.
«Потеря Турции для России станет большой утратой, – добавил он. – Но этого не должно случиться. Россия наш очень важный торговый партнер, поэтому ей стоит подходить к этому вопросу с большей чувствительностью».
Напомнил он и об еще одном важном совместном проекте – атомной электростанции, соглашение о строительстве которой на южном побережье Турции было подписано еще в 2010 году. Реализация этого проекта может оказаться под вопросом, сказал он. Напомним, что запуск АЭС запланирован на 2020 год.
«Россия вложила три млрд долларов в строительство АЭС «Аккую», – напомнил Эрдоган. – Если они не построят ее, так придет кто-то другой и построит. Мы не хотим терять имеющиеся механизмы сотрудничества, поэтому расстраиваемся, когда Россия делает шаги, способные к этому привести», – заявил президент, передает ТАСС.
Президент Турции также рассказал, какие цели, по его мнению, ставит перед собой Россия в Сирии. «Россия не наносит удары по группировке «Исламское государство*» (ИГ). Сколько раз они говорили: «Для нас все противники режима – террористы». Кажется, их основная цель – построить базу в Латакии и нарастить свое военное присутствие в Сирии, – заявил в четверг Эрдоган. – Они отправили туда 50 самолетов, проводят серьезные военные маневры. Мы не можем принять такое положение дел. Кроме того, объяснения России относительно нарушений нашего воздушного пространства неубедительны», – снова сказал он.
«Я поговорил с Путиным по телефону и после начала российской воздушной операции. После этого произошел инцидент с нарушением нашего воздушного пространства. В таких условиях снова звонить не вижу смысла», – добавил президент Турции.
В Москве напомнили, что ответ по поводу инцидента с пролетом самолета уже был дан ранее. Замглавы МИД РФ Сергей Рябков рассказал РИА «Новости», что пункт базирования российской авиагруппы в Сирии расположен географически так, что заход самолетов на посадку должен осуществляться с севера. «Рельеф местности и геометрия глиссады такова, что в условиях плохой видимости и специфических погодных условий, которые были на тот момент, получилось подобное пересечение зоны контроля Турции за своим воздушным пространством на очень непродолжительный промежуток времени».
«Это объяснение, на мой взгляд, исчерпывающее, логичное и объясняющее все, что произошло, – добавил он. – Поэтому мы продолжим при необходимости диалог на эту тему с турецкими коллегами, но рассчитываем, что они воспримут ситуацию так, как она сложилась, и воспримут факты такими, какие они есть».
В Кремле также оценили слова президента Турции. «Президент, безусловно, уже информирован о таких высказываниях господина Эрдогана. Мы традиционно высоко оцениваем наши двусторонние отношения с Турецкой Республикой, мы искренне надеемся, что эти отношения и дальше будут развиваться по восходящей, в соответствии с теми планами, которые были намечены президентом Путиным и президентом Эрдоганом», – заявил журналистам пресс-секретарь главы российского государства Дмитрий Песков. Представитель Кремля подчеркнул, что «это сотрудничество взаимовыгодное и отвечает интересам народов двух стран».
Зацепились за самолеты
Ранее Эрдоган уже заявлял, что ухудшение отношений России и Турции стало возможно из-за инцидента с российским истребителем, который попал в турецкое воздушное пространство в минувшие выходные. Недовольство действиями России он высказал во вторник, выступая в Брюсселе – городе, где находится штаб-квартира НАТО. «Нападение на Турцию означает нападение на НАТО, – заявлял он с трибуны, предупреждая Россию о возможных последствиях. – Ситуация ясна. Нарушение воздушного пространства Турции является нарушением воздушного пространства НАТО. Я должен сказать, что заявления и разъяснения России по этому поводу несерьезны и неубедительны», – говорил Эрдоган.
«Всем известны наши хорошие отношения с Россией. Но если Россия потеряет такого друга, как Турция, с которым она сотрудничает во многих сферах, она потеряет многое, и Москве следует знать об этом», – говорил Эрдоган.
При этом премьер-министр Турции Ахмед Давутоглу, который составляет с Эрдоганом уже многолетний правящий тандем, напротив, занял мягкую сторону в сложившейся ситуации. Так, он заявлял, что инцидент с пролетом российского самолета не вызовет напряженности между странами. Слова Москвы о том, что инцидент произошел по ошибке, устраивают турецкую сторону, говорил он. «Наши каналы связи с Россией остаются открытыми. Не думаю, что возникнет противостояние между нами. Россия уведомила нас об операции в Сирии, но детали не были раскрыты», – цитирует его РИА «Новости».
Отметим, что Эрдогана в его жесткой риторике поддерживает руководство альянса. «НАТО может и готово защитить всех союзников, включая Турцию, от любых угроз. НАТО постоянно оценивает ситуацию с турецким правительством. Мы продолжим оставаться в тесном контакте с ними и оценим, есть ли необходимость в большем», – заявил после инцидента с российским самолетом генсек альянса Йенс Столтенберг.
Напомним, что скандал разгорелся в понедельник, когда посол России в Турции был вызван в МИД из-за нарушения воздушного пространства страны самолетом РФ. Минобороны России подтвердило, что 3 октября российский самолет Су-30 совершил кратковременный заход в турецкое воздушное пространство. Данный инцидент стал следствием неблагоприятных погодных условий.
Для России больно, для Турции смертельно
Турция – второй по величине покупатель российского газа после Германии. В 2014 году Анкара купила 27,3 млрд кубометров газа (Германия – более 40 млрд кубов). Газпром поставляет газ напрямую по «Голубому потоку», который проходит по дну Черного моря (это 16–19 млрд кубометров). Остальные объемы идут по так называемому Западному коридору – через Украину и Румынию.
Газпром потеряет миллиарды долларов дохода, если Анкара неожиданно исполнит свои угрозы и откажется вдруг от российского газа. Так, в 2014 году Газпром заработал 10,2 млрд долларов на продаже Турции 27,3 млрд кубометров газа при цене в 374 доллара.
В этом году цены на газ упали вслед за нефтяными котировками. В первом квартале российский газ для Турции стоил менее 300 долларов, во втором квартале – уже 260 долларов. Поэтому в 2015 году за тот же объем Газпром получит от Анкары порядка 7–7,5 млрд долларов. Впрочем, благодаря девальвации рубля такое снижение доходов незаметно.
Всего Газпром поставляет Европе 217 млрд кубометров газа. Уход Турции ударит больно, однако не смертельно. Тогда как для Анкары это будет серьезный удар по экономике страны в целом. Так как российский газ занимает 50–60% на турецком рынке, а заменить в реальности российский газ другим страна не может.
Кроме России, Турция покупает голубое топливо также из Азербайджана, Ирана и танкерами по морю в виде СПГ. Однако объемы от этих поставщиков в разы меньше, чем отправляет Газпром. Так, в 2014 году Анкара купила 5,3 млрд кубометров у Азербайджана, 8,9 млрд кубометров – у Ирана и еще 8 млрд кубов СПГ.
«Сейчас отказаться от российского газа в принципе невозможно. У Турции нет никакой инфраструктуры, нет поставщиков с необходимыми объемами газа, их набор ограничен, нет ничего для того, чтобы всерьез хотя бы даже изменить долю российского газа. Это можно сделать теоретически, но только как итог долгосрочной политики, направленной на замещение российского газа. Как и в Европе, это возможно, но это будет долго и дорого. И результат при этом не гарантирован», – говорит Алексей Гривач из Фонда национальной энергетической безопасности.
#{interviewpolit}Ни Иран, ни Азербайджан не в состоянии заместить российский газ на турецком рынке. Что касается Ирана, то он придерживается такой же позиции по Сирии, как и Россия. «Поэтому то, что Турция может отказаться от российского газа в пользу иранского – это бред, это невозможно представить», – говорит Гривач. Кроме того, Иран физически быстро нарастить поставки в Турцию не сможет. На это потребуется 5–10 лет, считает эксперт.
Что касается СПГ, то сжиженный природный газ априори дороже трубопроводного газа и его объемов на рынке сейчас мало. «Можно найти небольшие объемы СПГ, но даже близко не те, которые Анкара покупает у Газпрома. Кроме того, у Турции нет готовой инфраструктуры для приема такого объема СПГ», – замечает Гривач. Это означает необходимость инвестиций в расширение инфраструктуры, а это несколько миллиардов долларов.
Что касается Азербайджана, то Турция должна получить после 2020 года 6 млрд кубометров топлива из Шах-Дениза. Это изначально прописано в контрактах. Однако эти объемы не замещают российское топливо, а должны будут покрыть дополнительный спрос. А увеличить поставки с Шах-Дениза Турция не сможет, там нет столько газа, указывает Гривач.
«Турция и сейчас имеет диверсифицированную структуру поставок газа, но российский газ самый надежный и самый конкурентоспособный на рынке, никто не может обеспечить объемы газа, необходимые Турции и по приемлемым для турецкой экономики ценам. Это прекрасно знает Эрдоган, но он вынужден быть более жестким из-за политической ситуации внутри Турции, где меньше чем через месяц состоятся внеочередные выборы в парламент. Ему кровь из носа нужна убедительная победа», – говорит Алексей Гривач.
Эксперт уверен, что это заявление Эрдогана совсем не предполагает каких-то действий по замене российского газа. «Это скорее мягкая дипломатическая попытка напомнить, что Турция – крупный торговый партнер России и нам надо согласовывать и политические вещи», – считает он.
Отказ от строительства Россией АЭС в Турции стало бы новой глупостью, которая дороже обойдется опять же самой турецкой экономике. АЭС будет оснащена четырьмя реакторами мощностью 1200 МВт каждый. Ввести в строй должны к 2020 году. Общая стоимость строительства оценивалась в более 20 млрд долларов.
Конечно, Росатом потеряет уже вложенные 3 млрд долларов в объект, однако у компании десятки других проектов за рубежом. «У России конкурентов в этой отрасли на мировой арене почти нет, кроме США. У нас лучшие специалисты и по строительству, и по обслуживанию, а эта АЭС – это не прихоть, это необходимый для развития Турции энергетический скачок», – отмечает Дмитрий Кипа из QB Finance. Поэтому вряд ли Турция пойдет на такую глупость и откажется строить АЭС.
Особенно учитывая, что Россия взяла на себя финансовые обязательства и по стройке, и по эксплуатации атомного объекта. Фактически Анкара ничего не делает, а у нее появляется дешевая атомная энергетика. Да еще 10 тыс. новых рабочих мест и дополнительные налоговые поступления.
Когда в апреле 2015 года Россия и Турция закладывали первый камень в фундамент АЭС, турецкие власти отмечали: если бы эту АЭС Анкара построила бы 10 лет назад, то она сэкономила бы 14 млрд долларов на покупке природного газа. Генерация электроэнергии на газе – это самое дорогое удовольствие, а атомная электроэнергия традиционно считается самой дешевой. Отказ от АЭС для Турции будет означать большие траты на газ, и в конечном счете это может привести к самым дорогим тарифам на электроэнергию в Европе. Для сравнения: в России и в США на атомные электростанции приходится 19% производства электроэнергии, велика доля атомной энергии и в европейских странах.
«Внешняя политика Эрдогана провалилась»
«Турция оказалась в очень сложной ситуации. С одной стороны, Эрдоган делает эти заявления накануне повторных выборов, которые запланированы на первое ноября. С другой стороны, Эрдоган также говорит, что готов встретиться с Путиным. А Давутоглу говорил, что они не расценивают отношения России и Турции как кризисные, и проблема, которая есть – это проблема России и НАТО», – рассказал газете ВЗГЛЯД директор исследовательского центра «Ближний Восток – Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов.
«Сейчас происходит следующее: Москва продемонстрировала фактор силы впервые после развала СССР столь убедительно, что даже попытки некоторых сил в Турции развязать антироссийскую кампанию не получаются. Заявления Эрдогана и какие-то намеки Давутоглу провисают в воздухе. Начинает обнажаться политика двойных стандартов Анкары. Аргументы разваливаются, – считает Тарасов. – Москва показывает, что эпоха двойных стандартов подходит к концу».
Станислав Тарасов также отметил, что суть заявления Эрдогана была несколько искажена. «Тональность заявлений не надо преувеличивать. Они означают, что Турция сейчас торгуется. Турция понимает, что НАТО отворачивается от нее. Эрдоган приезжает в Брюссель и говорит там, что он и Россия оказались на передовой, но Меркель все равно говорит, что в ЕС Турцию не возьмут», – напомнил он.
У президента Турции много политических проблем внутри страны, напомнил Тарасов, и главное для него – это добиться успеха на выборах. Под вопросом пост премьер-министра, и Давутоглу уже не сможет получить его из-за разочарования многих в проводимой политике, отмечает Тарасов. «Внешняя политика Эрдогана провалилась. Турция оказалась в полном одиночестве», – констатирует он.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ