В утвержденной в среду «Программе правительства по стабильному развитию Болгарии на период с 2014 по 2018 год» говорится, что прокладка трубопровода «Южный поток» будет вестись в приоритетном порядке «при полном соответствии проекта европейскому законодательству, при диалоге с Еврокомиссией и доказанной экономической пользе».
На закономерный вопрос «Как такое возможно?» вице-премьер Болгарии Румяна Бычварова заявила: «До сегодняшнего дня мы не видели официального уведомления о прекращении проекта, именно по этой причине он остается в нашей управленческой программе».
Десуверенизация Болгарии
Последовавшие за этим решением заявления посла США в Софии свидетельствуют, что те, кто обвиняет Россию в использовании энергии как средства давления, должны сначала посмотреть в зеркало
Упорство болгар в деле строительства «Южного потока» можно было бы только приветствовать, будь оно своевременным. Если бы София в прошлом году не прогнулась под американских сенаторов и не приостановила бы все работы. Если бы помнила о том, что является равноправным членом Евросоюза со своими интересами, а не территорией под внешним управлением. Последний год существования проекта «Южный поток» – это история того, как о Болгарию поочередно вытирали ноги Брюссель и Вашингтон.
Вот самые яркие комментарии по поводу Болгарии и «Южного потока», сделанные в прошлом году:
«Они (США – прим. ВЗГЛЯД) конкуренты. Это нормальная ситуация. И они делают все для того, чтобы этот контракт («Южный поток» – прим. ВЗГЛЯД) сорвать. Так же, как это было многие десятилетия назад. Здесь нет ничего необычного – это обычная конкурентная борьба. В ходе этой конкурентной борьбы используются и политические средства», – это слова Владимира Путина на пресс-конференции по итогам переговоров с президентом Австрии Хайнцем Фишером в июне прошлого года.
Ранее российский постпред при ЕС Владимир Чижов обратил внимание на то, что правительство Болгарии согласилось 8 июня на приостановку работ по «Южному потоку» после переговоров с группой американских сенаторов, в частности, с сенатором Джоном Маккейном. И добавил: «Последовавшие за этим решением заявления посла США в Софии свидетельствуют, что те, кто обвиняет Россию в использовании энергии как средства давления, должны сначала посмотреть в зеркало».
«Я не уверен, что Болгария самостоятельно заняла эту позицию, наоборот, она продиктована давлением извне. Ни Австрия, ни Италия не сделали ничего подобного. Вспомните, австрийский президент сказал американским сенаторам – мол, извините, но я вам не указываю, с кем США должны сотрудничать, и вы, будьте добры, не указывайте мне, с кем Австрии развивать экономические отношения. Болгария, единственная из европейских стран, через которые должен был пройти «Южный поток», не сумела защитить свои национальные интересы и даже заявить о них», – это слова экс-министра экономики и энергетики Болгарии Румена Овчарова уже после остановки строительства.
«Евросоюз стремился помешать реализации проекта сначала с помощью «Набукко», который в конечном итоге из-за связанных с ним рисков был похоронен, затем с помощью бюрократических уловок. Например, Болгарию заставили или пытались заставить, что в конечном итоге получилось, не принимать определенные решения и не давать определенных разрешений», – прокомментировал остановку строительства экс-канцлер Германии Герхард Шредер.
А однозначнее всех высказался председатель Госдумы РФ Сергей Нарышкин: «Вообще с Болгарией поступили практически как с колонией. Просто стыдно».
Нехорошая история
То, что вся новая и новейшая история Болгарии – это череда больших и малых предательств по отношению к России, в целом общеизвестно, но никогда не будет лишним об этом напомнить.
В 1878 году после многолетних кровопролитных сражений Россия добилась от Османской империи предоставления Болгарии широкой автономии, а в 1908 году страна получила независимость. Через 7 лет Болгария вступила в Первую мировую войну на стороне Германии.
Во Второй мировой Болгария также была верной и надежной союзницей Рейха вплоть до осени 1944 года.
После распада СССР и Восточного блока в Болгарии сменяли друг друга правительства разной степени прозападности. Российским энергетическим проектам постоянно вставлялись палки в колеса – был остановлен проект строительства АЭС «Белене», тендер на который выиграл российский Росатом, затем нефтепровод «Бургас – Александруполис», и, наконец, «Южный поток». С 2004 года страна стала членом НАТО, с 2007-го – ЕС.
На прошлой неделе Софию посетил госсекретарь Джон Керри, который, с одной стороны, заявил, что «существуют доказательства российского вмешательства в политику Болгарии через финансовую и другую помощь», а с другой – «приветствовал» переговоры о строительстве седьмого блока АЭС «Козлодуй» компанией Westinghouse и обещал прислать в Болгарию «энергетического комиссара» из США. «Приветствие» и направление эмиссара – это, конечно, никакое не вмешательство.
Вышеупомянутая вице-премьер Румяна Бычварова так прокомментировала приезд заокеанского начальства: «Визиты показали, что Болгария вновь на карте европейских и мировых интересов. Также не надо забывать, что Борисов является премьером, который остановил все три крупнейших болгаро-российских энергетических проекта – газопровод, нефтепровод и строительство АЭС. Это сильное политическое действие, которое по достоинству оценили наши партнеры. В мировом масштабе это было важным решением, которое показало всему миру, что Болгария не является скрытым партнером России», – заявила она в эфире Болгарского национального радио.
«Логично думать, что все эти проекты были подготовлены лишь для политического воздействия, а не для экономической выгоды. И АЭС «Белене», и «Бургас – Александруполис», и «Южный поток» на практике оказались экономически невыгодными», – продолжила Бычварова.
Как можно оценивать экономическую выгоду нереализованных проектов, наверное, может сказать только человек, намеревающийся продолжить строительство «Южного потока» без участия России.
Экономическая реальность же выглядит ровно противоположным образом. После закрытия части энергоблоков «Козлодуя» и отказа от строительства «Белене» стоимость электроэнергии в Болгарии резко выросла. Большинство энергетических мощностей находятся в руках иностранцев. Взять кредит на то, чтобы рассчитаться за электричество, – будничное явление. В 2013 году стоимость электроэнергии в Болгарии для хозяйственных нужд с учетом покупательской способности населения была дороже в 3,8 раза, чем в США, и в среднем в 2,1 раза, чем в странах ЕС. Уровень проблемных кредитов в Болгарии в 2015 году будет самым высоким в Центральной и Восточной Европе, не считая Украины.
Но зато Болгария – верный союзник НАТО, намеревается в ближайшее время перейти на евро и самостоятельно построить «Южный поток».
Не лишним будет также напомнить, что правое правительство Борисова уже однажды потеряло власть из-за резкого роста тарифов. Вечные конкуренты местных правых – болгарские социалисты – относятся к России и её проектам принципиально иначе. Беда в том, что левые и правые бесконечно сменяют друг друга. И то, что начинают одни, потом неизменно пускают под нож другие.
Нет и не будет
Иногда становится жалко политиков и дипломатов, вынужденных, несмотря ни на что, продолжать переговоры и поддерживать отношения с абсолютно ненадежными партнерами. Такими, например, как болгарские правые. С любым рядовым человеком, не помнящим добра и постоянно ищущим повод сделать гадость (причем в ущерб себе самому), уже давно перестали бы общаться. Но в случае с Болгарией Россия раз за разом пытается забыть прошлые недоразумения и прямые предательства, расписывает обоюдные выгоды совместных проектов, а потом снова вынуждена констатировать: болгары опять «кинули».
«Южного потока» нет и никогда уже не будет. Не только потому, что Болгария до последнего препятствовала строительству. А еще и потому, что цель прокладки альтернативного украинскому маршрута – избавиться от транзитных рисков. Болгария – куда более рискованный партнер, чем Украина даже в ее нынешнем состоянии. Если бы «Южный поток» всё-таки был построен, никто не мог бы гарантировать того, что Болгария под давлением США и Брюсселя не занималась бы регулярным пересмотром тарифов, квот, требовала бы для себя особых условий, угрожала бы перекрыть вентили – и так далее.
Турция же при самых разных правительствах зарекомендовала себя надежным партнером. Россия, как и другие страны Черноморского бассейна, зависит от Босфора и Дарданелл. Разумеется, при использовании проливов регулярно возникают претензии, но все они решаются в рабочем порядке.
Основная разница между Турцией, с одной стороны, и Украиной с Болгарией, с другой – в том, что, даже обостряя ситуацию, Анкара действует адекватно и в собственных интересах. А Киев и София регулярно вредят сами себе в интересах ЕС и США.
Поэтому нормальным странам пора прислушаться к словам российского министра энергетики Александра Новака и начать прокладывать трубопроводы к хабу на турецко-греческой границе.
А Болгария может самостоятельно строить «Южный поток», космодром для приема летающих тарелок или портал для телепортации в другую Галактику.
Вообще, любые иллюзии в отношении «братушек» у современных граждан России должны были исчезнуть после фразы капитана болгарской сборной по футболу Христо Стоичкова, произнесенной им после победы Болгарии на отборочном матче к ЧМ-1998: «Россия освободила нас от турок, а мы ее – от чемпионата мира».
Какие тут еще могут быть вопросы?