В ходе депортации граждан Грузии в 2006 году Россия нарушила положения Европейской конвенции по правам человека, считает Европейский суд по правам человека.
Когда два народа более двухсот лет жили вместе, когда между ними религиозная общность, когда столько родственных и дружеских связей, такое не должно было происходить
«Политика России по арестам, задержаниям и выдворению большого числа граждан Грузии в 2006 году нарушила конвенцию», – говорится в решении ЕСПЧ. Такое решение в четверг приняла Большая палата суда, чей вердикт не может быть опротестован.
Как пояснил Минюст России, выявленные ЕСПЧ нарушения касаются только действий, связанных с процедурой принятия решений о депортации и условиями пребывания в центрах временного содержания незаконных мигрантов и лиц, нарушивших установленный законодательством порядок пребывания в России. В сообщении ведомства подчеркивается, что ЕСПЧ не установил фактов выдворения граждан Грузии, которые законно находились на территории страны, а также ущемления прав этнических грузин, которые являлись гражданами России.
Подчеркивая важность для Тбилиси происходящего в Большой палате ЕСПЧ, в Страсбург накануне приехала министр юстиции Грузии Теа Цулукиани. В свое время она на различных позициях проработала в Страсбургском суде более 10 лет, в том числе принимая участие в оформлении иска по данному делу. После оглашения вердикта Цулукиани заявила, что Грузия выиграла суд.
«Суд постановил, что Россия тогда нарушила несколько положений европейских конвенций, – сказала она. – Европейские судьи посчитали, что тогда в России имела место координированная политика против грузин, их арестовывали и высылали».
По ее словам, теперь у пострадавших есть право требовать от Москвы материальную компенсацию – на это отведен год. В каком размере, должно быть решено на консультациях министерств юстиции России и Грузии, сказала она. «Уверена, что день оглашения вердикта войдет в историю грузинского права как очень важное событие, – сказала министр. – Это победа всех грузин, которых массово тогда депортировали из России».
Признав, что и прошлые власти Грузии активно лоббировали прохождение этого иска в ЕСПЧ, Цулукиани подчеркнула, что лично с момента пребывания в правительстве в 2012 году регулярно интересовалась этим делом. Еще ранее она говорила, что выигрыш в ЕСПЧ станет еще и косвенным ответом Москве на «ползучую оккупацию» – так в Тбилиси называют поддержку Россией новых республик, Абхазии и Южной Осетии.
Напомним, осенью 2006 года Тбилиси готовился к местным выборам. Прежние власти, прославившиеся любовью к пиар-акциям, решили устроить очередное «зрелище». «Врага» экс-президенту Михаилу Саакашвили и его окружению никогда долго искать не было нужды. Во всех трудностях Грузии традиционно оказывались виноватыми Россия и ее «агенты». Тогда по обвинению в шпионаже были арестованы четверо офицеров тогдашнего штаба Группы российских войск в Закавказье, размещавшегося в Тбилиси. Все это широко освещалось по ТВ.
Москва пригрозила жестким ответом. Тогда грузинская сторона в «знак доброй воли» вернула офицеров России через посредников ОБСЕ. Однако Москва оскорблений не стерпела. Она прервала транспортное и почтовое сообщение с Грузией и выдворила почти 2400 грузинских граждан – нелегалов. По данным Тбилиси, во время депортации из-за ухудшения состояния здоровья умерли четыре грузинских гражданина.
В Грузии образовали специальную комиссию, члены которой опрашивали депортированных. Эти материалы и были направлены в ЕСПЧ. Иск против Москвы был подан в марте 2007 года. В нем упомянуты 130 случаев индивидуального выдворения грузин. Большая палата ЕСПЧ рассматривала иск с декабря 2009 года.
Россия называла этот межгосударственный иск неправомочным, так как по процедуре до Страсбурга граждане Грузии должны были обжаловать депортацию в российских судах. Несмотря на это, в Страсбурге уже в 2011 году по этому делу состоялись первые закрытые слушания. Свидетели сторон опрашивались зимой 2011 года, по 10 человек от каждой. В июне 2012 года прошло последнее публичное заседание Большой палаты по этому делу.
Грузинская сторона, внося иск, запросила материальные компенсации депортированным – по 6 тысяч евро на каждого. И по 20 тысяч – семьям умерших.
Экс-председатель комиссии по помилованию при президенте Грузии Елена Тевдорадзе, известная правозащитница, напомнила газете ВЗГЛЯД, что после той депортации встречалась в Москве с российским омбудсменом Владимиром Лукиным. По ее словам, тот тоже выражал озабоченность тем, как выдворяли грузин.
Бывший генпрокурор Грузии, а ныне профессор Кавказского международного института, доктор права Гиа Мепаришвили отмечает, что грузинская общественность восприняла ту депортацию крайне болезненно. При этом, по его словам, многие круги в России, интеллигенция высказывали такое же отношение.
«Когда два народа более двухсот лет жили вместе, когда между ними религиозная общность, когда столько родственных и дружеских связей, такое не должно было происходить. Кстати, потом и официальные представители России говорили об этом», – сказал профессор. По его словам, очевидны «при депортации нарушения европейских конвенций в области прав человека, регуляций по свободе передвижения, защиты чести и свободы граждан и так далее».
Однако, предположил Мепаришвили, «вряд ли за вердиктом последуют новые осложнения на политическом уровне между Москвой и Тбилиси» – даже на фоне нынешнего украинского кризиса. «Это было непонимание между народами, к сожалению, поэтому понадобилась международная правовая оценка», – заявил эксперт.
Нынешний иск – не единственный внесенный Грузией против России в международные инстанции. В том же ЕСПЧ и в Гаагском суде идут тяжбы против России по обстоятельствам войны в Южной Осетии в 2008 году. Но когда завершатся эти процессы, неизвестно.