Политика

4 июня 2014, 18:10

О чем Путин будет говорить с Порошенко

Фото: ИТАР-ТАСС

Владимир Путин и Петр Порошенко действительно могут встретиться в Нормандии, хотя и в неофициальном формате. Собственно говоря, именно ради возможности такой встречи избранного украинского президента и пригласили во Францию. Путин, скорее всего, поговорит с Порошенко – вот только о чем? Можно ли вообще о чем-либо договориться с вступающим в должность президентом Украины?

Запад продолжает давить на Россию, чтобы она признала новые украинские власти – еще во вторник Барак Обама заявил, что если бы он встречался в Нормандии с Путиным, то он бы сказал ему, что у него «есть выбор – отвести войска от границы с Украиной, использовать влияние на сепаратистов, признать прошедшие президентские выборы, встретиться с избранным президентом Украины и помочь наладить диалог между сторонами конфликта».

Если Порошенко не пройдет тест на самостоятельность, то он точно не сможет спасти не то что Украину, но и собственную власть

Понятно, что ответил бы ему Путин – вы заварили кашу на Украине, довели дело до боевых действий в Европе, а теперь предлагаете нам ее расхлебывать. По сути, сейчас происходит перетягивание Украины между Россией и Западом – и если со стороны Запада стоят США, ЕС и киевская власть, то с нашей стороны выступают Путин и восставший Восток Украины. При этом ни Запад, ни Киев не признают провозгласивших свою независимость Донецкую и Луганскую республики в качестве субъекта переговоров, а Москва не считает киевскую власть, образовавшуюся после февральского переворота, полностью легитимной. Если Запад в открытую призывает Москву признать нового киевского президента, то Россия пока что не требует от Запада признания донецких и луганских властей, ограничиваясь призывами к Киеву прекратить силовую операцию и пойти на переговоры с восставшими регионами. Ситуация тупиковая – то есть все решают сила и время. При этом вести переговоры все-таки надо – вот только с кем и о чем?

Украинский кризис – это конфликт США и России. Америка попыталась отторгнуть от России часть нашей исторической территории – увести под атлантический зонтик Малороссию, чтобы сделать в будущем в принципе невозможными никакие формы реинтеграции России и Украины. В ответ Россия делает все для того, чтобы не позволить увести Украину – присоединила Крым и неофициально поддерживает восстание на Востоке Украины, уже приведшее к образованию Новороссии. Украина в этих обстоятельствах – объект, а не субъект, притом что в ней самой борются и уже воюют между собой прозападные и пророссийские силы. Киевская власть, как и избранный президент Порошенко, относится к прозападным силам – все ее действия направлены на продвижение в сторону Запада, вся ее политика строится исходя из той поддержки, которую ей оказывают США и Евросоюз.#{ussr}

Без политической, дипломатической, финансовой и прочих форм поддержки нынешняя украинская политическая элита, нацеленная на сохранение унитарной Украины, не имеет никаких шансов сохранить страну. Это понимают в Киеве, Вашингтоне, Брюсселе и Москве. Значит, разговаривать о будущем Украины нужно Москве и Вашингтону, Путину и Обаме. Но им говорить уже не о чем. Американцы уперлись – они делают вид, что не понимают, о чем идет речь, изображают Россию агрессором, не собираются отказываться от планов по атлантизации Украины. И предлагают Москве говорить с Киевом как с самостоятельным центром силы, как с объектом – то есть хотят, чтобы Путин поверил в то, что власть над Украиной находится в руках Порошенко, а не Запада. Может ли Путин пойти на это? Конечно, нет. Может ли он при этом встретиться с Порошенко? Конечно, да.

Собственно говоря, если бы Россия и Украина сами могли определять будущее своих отношений, то даже сейчас Путин с Порошенко могли бы договориться. Проблема в том, что Киев говорит не своим голосом – украинская политическая элита до того накачана уверениями в безграничной поддержке своего еврокурса со стороны Запада, что говорит с Россией так, как будто Украина – это Польша. Притом что Украина – это Малороссия. Если бы Порошенко пришел к Путину один, без Меркель в голове и Обамы в сердце, то Украину еще можно было бы спасти.

Путину нет нужды играть – и он, и Россия не скрывают своих интересов и целей. Мы хотим успокоить Украину, сохранив ее при этом частью русского мира. И будем делать это, несмотря на все противодействие Запада и киевской элиты. Нужно еще раз сказать об этом не Обаме, а его клиенту, президенту Украины? Нет никаких проблем.

Тем более что еще накануне президентских выборов Путин сказал, что «мы, безусловно, будем уважать выбор украинского народа и будем работать с формируемыми органами власти на основе этих выборов», так что хотя он до сих пор и не поздравил Порошенко с победой, это в большей степени связано с тем, что на Востоке Украины продолжается силовая операция, против которой избранный президент никак не возражает, более того, фактически уже несет за нее хотя и не юридическую, но моральную ответственность. Уже после избрания Порошенко различные российские чиновники, например, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, говорили о том, что «мы готовы к диалогу с новыми властями, которые будут сформированы». Идут и переговоры о газовом долге Украины, пусть и в Европе. Так что говорить можно и нужно. Но вот только о чем? Что именно Путин скажет новому украинскому лидеру в кулуарах нормандского торжества?

Во-первых, он скажет ему, что не завидует его будущему: быть клиентом, ставленником американцев – очень неблагодарная роль. В нужный момент они откажутся от него, даже не моргнув глазом – заменят на другого, посадят, сдадут, да еще и обвинят во всех своих же преступлениях. Сил, чтобы править самостоятельно, у Порошенко нет, а вся киевская политическая элита рвется на Запад, это понятно, но тогда, может быть, стоит ориентироваться хотя бы на Европу, а не на США? Там люди все-таки более вменяемые, перед ними не стоит цель любой ценой оторвать Украину от России. Хотя и им, конечно, тоже слишком доверять не следует. А то ведь вы, наверное, рассчитываете, что Украину примут в ЕС – не сейчас, но лет через 10? Да, вы в это верите, вам обещали? Ну хорошо, но вы говорили о восстановлении экономических связей с Россией – ну так забудьте о них в том случае, если вы и правда собрались идти по пути евроинтеграции, а не в Евразийский союз вступать. Впрочем, большой вопрос – кто вы? То, что останется от Украины и ее экономики?

Путин будет требовать прекращения силовой операции на Востоке Украины и начала переговоров – на что Порошенко станет возражать, требуя, чтобы Москва прекратила поддержку Донецка и Луганска. Путин в ответ лишь напомнит о том, что он еще и не начинал помогать Новороссии, а между тем граждане России, глядя на все новые и новые жертвы украинской спецоперации, все громче и громче требуют от него сделать это. Сколько еще должно пролиться крови, чтобы в Киеве поняли, что с Востоком бессмысленно воевать, а нужно вести переговоры? Или вы, Петр Алексеевич, не хотите сохранить единую Украину?

Неизбежные претензии по поводу Крыма – «вы аннексировали нашу территорию, отдайте все назад» – будут скорее ритуальными. Потому что если Порошенко действительно захочет говорить об этом, то он рискует в ответ услышать о том, что чем дольше и дальше будет упорствовать Киев в своем походе на Запад, тем меньшее количество регионов ему удастся с собой увести.

Главное, что может сказать сейчас Путин Порошенко, – «подумайте, Петр Алексеевич, пока еще действительно есть шансы сохранить страну. Надо сделать всего лишь две вещи – отдать приказ о прекращении спецоперации и попытаться стать самостоятельным. Сесть за стол переговоров с донецкими и луганскими руководителями, попробовать договориться с ними о новой, федеративной и нейтральной Украине. Хотите, мы у нас в Москве переговоры организуем? А заодно и о российско-украинских отношениях поговорим – сами, без США и ЕС. Бросьте вы их, избавьтесь от опеки (не сразу, а постепенно, чтобы вас не свергли тут же) – вам же легче будет, да и страну сохраните».

«У нас не осталось доверия к российскому правительству. Москва всегда будет мухлевать. Сейчас мы можем вести переговоры с Россией лишь в женевском формате с участием четырех сторон: Украины, ЕС, США и России», – так сказал позавчера премьер-министр Яценюк. Порошенко собирается оставить его во главе правительства – то, что он не хочет избавиться от прямой американской марионетки, говорит о том, что он и сам готов играть ту же роль. Но при этом, как любой православный человек, Порошенко прекрасно знает из русской истории, чем заканчивали те, кто пытался править, опираясь на западную силу, неважно, финансовую или военную.

Есть ли шанс на то, что Порошенко, бывший плотью от плоти постсоветской украинской политической и деловой «элиты», изменится, осознает всю угрозу для его страны, захочет стать самостоятельным правителем? Пусть очень небольшой, но есть – собственно говоря, для этого Путин и будет говорить с новоизбранным президентом Украины. Если Порошенко не пройдет тест на самостоятельность, то он точно не сможет спасти не то что Украину, но и собственную власть.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Лукьянов объяснил жалобы Трампа на нечитавшего мирный план Зеленского
Темы дня

Европа ставит ультиматум Китаю и напугана Соединенными Штатами

Европа получила два чувствительных удара одновременно. Первым из них стала публикация новой американской стратегии нацбезопасности, но не менее серьезным – итоги визита французского президента в Китай. И то и другое обнажило целый ряд фундаментальных слабостей современной Европы. Макрон признал, что «сегодня мы находимся меж двух огней, и для нашей промышленности это вопрос жизни и смерти». О чем идет речь?

Разбитая на Украине военная техника еще послужит России

На полях сражений украинской спецоперации остались десятки тысяч единиц разбитой военной техники. Однако даже в таком состоянии при определенных условиях она может принести пользу и даже большую прибыль. Что нужно для этого сделать и какие опасности важно при этом учесть?

Дмитриев заявил о «панике крупнейших дипломатов ЕС»

National Interest оценило возможность Зеленского сбежать в Израиль

Долина обвинила Лурье в неосторожности при покупке квартиры

Новости

Трамп выразил разочарование Зеленским

Глава американского государства Дональд Трамп заявил о разочаровании тем, что украинский лидер Владимир Зеленский пока не ознакомился с предложением США по урегулированию конфликта на Украине.

Удары ФАБ уничтожили штурмовой полк ВСУ под Гуляйполем

Удары ФАБ практически уничтожили 225-й штурмовой полк ВСУ под Гуляйполем, уцелевшие военнослужащие соединения требуют вывода, сообщили в российских силовых структурах.

Протечка воды в Лувре повредила до 400 экспонатов

В результате аварии в системе отопления, произошедшей в конце ноября, вода проникла в залы Лувра и повредила до 400 научных документов и журналов по египтологии, относящихся к периоду конца XIX – начала XX века, пишет The Guardian.

Франция отказалась изъять российские активы из банков республики

Франция, поддержав предоставление Украине «репарационного кредита», не стала включать замороженные в частных банках страны российские активы в эту схему, сообщила британская газета Financial Times (FT).

Нетаньяху заявил о планах оставить войска Израиля в Сирии

Премьер-министр Израиля Биньямин Нетаньяху в ходе выступления на ежегодной дипломатической конференции рассказал о готовности израильской стороны сохранить контроль над буферной зоной у Голанских высот и Джебель-эш-Шейх.

«Коридор Трампа» привел к ухудшению отношений Азербайджана и Грузии

Реализация «Маршрута Трампа ради международного мира и процветания» – Зангезурского коридора – уже принесла серьезные проблемы в отношения Азербайджана и Грузии, которая до сих пор оставалась ключевым транзитным звеном региона, передает корреспондент газеты ВЗГЛЯД в Тбилиси со ссылкой на азербайджанские СМИ.

Президент Чехии: НАТО может быть вынуждено сбивать российские самолеты

Возможно, страны НАТО окажутся «вынуждены» сбить российский самолет или дрон, заявил президент Чехии Петр Павел.

Мизулина: Дети недовольны блокировкой Roblox

После решения Роскомнадзора заблокировать Roblox значительное число несовершеннолетних выразили намерение покинуть Россию, заявила глава Лиги безопасного интернета Екатерина Мизулина.

В Германии захотели переименовать улицы с советскими названиями

Власти Германии обсуждают идею отказаться от советских и гэдээровских названий улиц, сообщает Bild со ссылкой на заявление уполномоченной Бундестага по делам жертв репрессий от Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) Эвелин Цупке.

Шарий заявил о подготовке Киевом спецоперации по «вразумлению» Вэнса и Рубио

Служба внешней разведки Украины готовит «спецоперацию» по «публичному вразумлению» вице-президента США Джей Ди Вэнса и госсекретаря Марко Рубио, заявил украинский блогер Анатолий Шарий.

Названы главные обеспечители кредита Киеву за счет активов России

Самую большую долю в предоставлении кредита Украине за счет замороженных российских активов, обсуждаемого в Евросоюзе, должны внести Германия, Франция и Италия: только Берлину придется выделить свыше 51 млрд евро, сообщает издание Politico.

На границе Таиланда и Камбоджи начались бои

Военная база Анупонг на границе Таиланда и Камбоджи подверглась обстрелу, в результате которого один военный погиб, Таиланд поднял истребители F-16 для ответных ударов, сообщает Khaosod со ссылкой на представителя военных. Указывается, что тайская армия сообщает о боестолкновениях вдоль границы с Камбоджей.
Мнения

Сергей Миркин: Донбасс всегда голосовал против Украины

Европейские пропагандисты все еще пытаются сшить Донбасс с Украиной – например, вспоминают итоги референдума 1991 года, на котором жители региона якобы высказались за то, чтобы быть вместе с Украиной. Хотя реальное волеизъявление людей на всем протяжении независимости Украины было прямо противоположным.

Наталья Потемкина: Ключ от туалета как культурный феномен русской эмиграции

Широко известная дама-иноагент с болью пишет о том, что на культурных мероприятиях для покинувших Россию все плохо: звук в микрофоне некачественный, реверберация в помещении плохая, да и артист однажды опоздал на выступление потому, что 40 минут искал, у кого ключ от туалета.

Геворг Мирзаян: Расчеты на «договорнячок» провалились

Гипотетический «договорнячок» по Украине не выглядит ни обсуждаемым, ни даже сколько-нибудь возможным. Путин доведет до конца украинскую историю – и именно так, как изначально планировал. Дипломатическим путем – если получится. Военным – если придется.
Вопрос дня

Почему заблокировали Roblox?

Суть игры, риски и угрозы для детей, позиция Роскомнадзора и мнение экспертов