Политика

4 июня 2014, 18:10

О чем Путин будет говорить с Порошенко

Фото: ИТАР-ТАСС

Владимир Путин и Петр Порошенко действительно могут встретиться в Нормандии, хотя и в неофициальном формате. Собственно говоря, именно ради возможности такой встречи избранного украинского президента и пригласили во Францию. Путин, скорее всего, поговорит с Порошенко – вот только о чем? Можно ли вообще о чем-либо договориться с вступающим в должность президентом Украины?

Запад продолжает давить на Россию, чтобы она признала новые украинские власти – еще во вторник Барак Обама заявил, что если бы он встречался в Нормандии с Путиным, то он бы сказал ему, что у него «есть выбор – отвести войска от границы с Украиной, использовать влияние на сепаратистов, признать прошедшие президентские выборы, встретиться с избранным президентом Украины и помочь наладить диалог между сторонами конфликта».

Если Порошенко не пройдет тест на самостоятельность, то он точно не сможет спасти не то что Украину, но и собственную власть

Понятно, что ответил бы ему Путин – вы заварили кашу на Украине, довели дело до боевых действий в Европе, а теперь предлагаете нам ее расхлебывать. По сути, сейчас происходит перетягивание Украины между Россией и Западом – и если со стороны Запада стоят США, ЕС и киевская власть, то с нашей стороны выступают Путин и восставший Восток Украины. При этом ни Запад, ни Киев не признают провозгласивших свою независимость Донецкую и Луганскую республики в качестве субъекта переговоров, а Москва не считает киевскую власть, образовавшуюся после февральского переворота, полностью легитимной. Если Запад в открытую призывает Москву признать нового киевского президента, то Россия пока что не требует от Запада признания донецких и луганских властей, ограничиваясь призывами к Киеву прекратить силовую операцию и пойти на переговоры с восставшими регионами. Ситуация тупиковая – то есть все решают сила и время. При этом вести переговоры все-таки надо – вот только с кем и о чем?

Украинский кризис – это конфликт США и России. Америка попыталась отторгнуть от России часть нашей исторической территории – увести под атлантический зонтик Малороссию, чтобы сделать в будущем в принципе невозможными никакие формы реинтеграции России и Украины. В ответ Россия делает все для того, чтобы не позволить увести Украину – присоединила Крым и неофициально поддерживает восстание на Востоке Украины, уже приведшее к образованию Новороссии. Украина в этих обстоятельствах – объект, а не субъект, притом что в ней самой борются и уже воюют между собой прозападные и пророссийские силы. Киевская власть, как и избранный президент Порошенко, относится к прозападным силам – все ее действия направлены на продвижение в сторону Запада, вся ее политика строится исходя из той поддержки, которую ей оказывают США и Евросоюз.#{ussr}

Без политической, дипломатической, финансовой и прочих форм поддержки нынешняя украинская политическая элита, нацеленная на сохранение унитарной Украины, не имеет никаких шансов сохранить страну. Это понимают в Киеве, Вашингтоне, Брюсселе и Москве. Значит, разговаривать о будущем Украины нужно Москве и Вашингтону, Путину и Обаме. Но им говорить уже не о чем. Американцы уперлись – они делают вид, что не понимают, о чем идет речь, изображают Россию агрессором, не собираются отказываться от планов по атлантизации Украины. И предлагают Москве говорить с Киевом как с самостоятельным центром силы, как с объектом – то есть хотят, чтобы Путин поверил в то, что власть над Украиной находится в руках Порошенко, а не Запада. Может ли Путин пойти на это? Конечно, нет. Может ли он при этом встретиться с Порошенко? Конечно, да.

Собственно говоря, если бы Россия и Украина сами могли определять будущее своих отношений, то даже сейчас Путин с Порошенко могли бы договориться. Проблема в том, что Киев говорит не своим голосом – украинская политическая элита до того накачана уверениями в безграничной поддержке своего еврокурса со стороны Запада, что говорит с Россией так, как будто Украина – это Польша. Притом что Украина – это Малороссия. Если бы Порошенко пришел к Путину один, без Меркель в голове и Обамы в сердце, то Украину еще можно было бы спасти.

Путину нет нужды играть – и он, и Россия не скрывают своих интересов и целей. Мы хотим успокоить Украину, сохранив ее при этом частью русского мира. И будем делать это, несмотря на все противодействие Запада и киевской элиты. Нужно еще раз сказать об этом не Обаме, а его клиенту, президенту Украины? Нет никаких проблем.

Тем более что еще накануне президентских выборов Путин сказал, что «мы, безусловно, будем уважать выбор украинского народа и будем работать с формируемыми органами власти на основе этих выборов», так что хотя он до сих пор и не поздравил Порошенко с победой, это в большей степени связано с тем, что на Востоке Украины продолжается силовая операция, против которой избранный президент никак не возражает, более того, фактически уже несет за нее хотя и не юридическую, но моральную ответственность. Уже после избрания Порошенко различные российские чиновники, например, спикер Совета Федерации Валентина Матвиенко, говорили о том, что «мы готовы к диалогу с новыми властями, которые будут сформированы». Идут и переговоры о газовом долге Украины, пусть и в Европе. Так что говорить можно и нужно. Но вот только о чем? Что именно Путин скажет новому украинскому лидеру в кулуарах нормандского торжества?

Во-первых, он скажет ему, что не завидует его будущему: быть клиентом, ставленником американцев – очень неблагодарная роль. В нужный момент они откажутся от него, даже не моргнув глазом – заменят на другого, посадят, сдадут, да еще и обвинят во всех своих же преступлениях. Сил, чтобы править самостоятельно, у Порошенко нет, а вся киевская политическая элита рвется на Запад, это понятно, но тогда, может быть, стоит ориентироваться хотя бы на Европу, а не на США? Там люди все-таки более вменяемые, перед ними не стоит цель любой ценой оторвать Украину от России. Хотя и им, конечно, тоже слишком доверять не следует. А то ведь вы, наверное, рассчитываете, что Украину примут в ЕС – не сейчас, но лет через 10? Да, вы в это верите, вам обещали? Ну хорошо, но вы говорили о восстановлении экономических связей с Россией – ну так забудьте о них в том случае, если вы и правда собрались идти по пути евроинтеграции, а не в Евразийский союз вступать. Впрочем, большой вопрос – кто вы? То, что останется от Украины и ее экономики?

Путин будет требовать прекращения силовой операции на Востоке Украины и начала переговоров – на что Порошенко станет возражать, требуя, чтобы Москва прекратила поддержку Донецка и Луганска. Путин в ответ лишь напомнит о том, что он еще и не начинал помогать Новороссии, а между тем граждане России, глядя на все новые и новые жертвы украинской спецоперации, все громче и громче требуют от него сделать это. Сколько еще должно пролиться крови, чтобы в Киеве поняли, что с Востоком бессмысленно воевать, а нужно вести переговоры? Или вы, Петр Алексеевич, не хотите сохранить единую Украину?

Неизбежные претензии по поводу Крыма – «вы аннексировали нашу территорию, отдайте все назад» – будут скорее ритуальными. Потому что если Порошенко действительно захочет говорить об этом, то он рискует в ответ услышать о том, что чем дольше и дальше будет упорствовать Киев в своем походе на Запад, тем меньшее количество регионов ему удастся с собой увести.

Главное, что может сказать сейчас Путин Порошенко, – «подумайте, Петр Алексеевич, пока еще действительно есть шансы сохранить страну. Надо сделать всего лишь две вещи – отдать приказ о прекращении спецоперации и попытаться стать самостоятельным. Сесть за стол переговоров с донецкими и луганскими руководителями, попробовать договориться с ними о новой, федеративной и нейтральной Украине. Хотите, мы у нас в Москве переговоры организуем? А заодно и о российско-украинских отношениях поговорим – сами, без США и ЕС. Бросьте вы их, избавьтесь от опеки (не сразу, а постепенно, чтобы вас не свергли тут же) – вам же легче будет, да и страну сохраните».

«У нас не осталось доверия к российскому правительству. Москва всегда будет мухлевать. Сейчас мы можем вести переговоры с Россией лишь в женевском формате с участием четырех сторон: Украины, ЕС, США и России», – так сказал позавчера премьер-министр Яценюк. Порошенко собирается оставить его во главе правительства – то, что он не хочет избавиться от прямой американской марионетки, говорит о том, что он и сам готов играть ту же роль. Но при этом, как любой православный человек, Порошенко прекрасно знает из русской истории, чем заканчивали те, кто пытался править, опираясь на западную силу, неважно, финансовую или военную.

Есть ли шанс на то, что Порошенко, бывший плотью от плоти постсоветской украинской политической и деловой «элиты», изменится, осознает всю угрозу для его страны, захочет стать самостоятельным правителем? Пусть очень небольшой, но есть – собственно говоря, для этого Путин и будет говорить с новоизбранным президентом Украины. Если Порошенко не пройдет тест на самостоятельность, то он точно не сможет спасти не то что Украину, но и собственную власть.

Текст: Петр Акопов

Вам может быть интересно

Зеленский запросил у Запада системы ПВО для защиты от «Орешника»
Темы дня

Зеленский собирает последние резервы из «зеленых» бойцов

По данным Минобороны, России удалось сорвать военные планы противника на 2025 год. Тем не менее Украина до сих пор сохраняет значимый мобилизационный ресурс, а многие украинские солдаты прямо сейчас проходят обучение в странах НАТО. Поможет ли это организовать офису Зеленского новое наступление в следующем году и с какими угрозами предстоит столкнуться России?

Южная Америка и Россия окажутся спасителями Китая

Железная дорога от океана до океана – и сеть морских портов, окутывающая весь мир. Так выглядят грандиозные планы создания Китаем всемирной транспортной инфраструктуры, и часть из них уже реализована. Происходящее имеет значение в том числе для интересов России – особенно в контексте глобального противостояния между Пекином и Вашингтоном.

В США посоветовали Зеленскому помолиться о спасении в храме ВС России

Бербок назвала Россию частью европейской семьи

Пенсионерам решили дать новый способ подтверждения льгот

Новости

Билан рассказал, как едва не погиб в метель

Певец Дима Билан рассказал, что во время поездки по родным местам на Кавказе оказался в снежном буране, где его автомобиль застрял без бензина, но благодаря помощи земляков он смог продолжить путь.

Украинские диверсанты пытались проникнуть в Запорожскую область как беженцы

Диверсионно-разведывательная группа (ДРГ) с Украины предприняла попытку проникновения в Запорожскую область, маскируясь под беженцев, пишут СМИ.

Путин заявил о разработке в России линейки ракет средней и меньшей дальности

Россия разрабатывает несколько систем ракет средней и меньшей дальности, которые после испытаний планируется запустить в серийное производство, сообщил президент Владимир Путин.

Член ОП: Продажа билетов в театры по паспорту не решит проблемы спекуляции

«Нововведение способно, на мой взгляд, уничтожить все традиции хождения в театр, которые складывались и существуют в Москве и в России на протяжении столетий», – сказал газете ВЗГЛЯД ректор ГИТИС, первый заместитель председателя комиссии Общественной палаты России по вопросам развития культуры и сохранению духовного наследия Григорий Заславский, комментируя планы продавать билеты в театры Москвы по паспорту.

Захарова рассказала о «волшебном порошке бесстрашия» Зеленского

Официальный представитель МИД России Мария Захарова высказалась по поводу недовольства главы киевского режима Владимира Зеленского депутатами Рады и посольствами, ограничившими работу из-за вопросов безопасности.

Бербок решила развестись с занимавшимся воспитанием детей мужем

Глава МИД Германии Анналена Бербок и ее муж Даниэль Холефляйш объявили о разводе спустя 17 лет совместной жизни, подчеркнув отсутствие новых партнеров.

Солдаты ВСУ назвали причины крупных потерь под Красным Лиманом в ДНР

Солдаты 155-го батальона ВСУ, дислоцированного в районе Красного Лимана, сообщили о значительных потерях из-за отсутствия огневой поддержки, что привело к почти полному уничтожению подразделения.

Кадыров объяснил домыслы Запада о корейцах в ВС России

Один из командиров спецназа «Ахмат» имеет позывной Хохол, а также там есть кореец по имени Дима, сообщил глава Чечни Рамзан Кадыров.

Медведев заявил о способности «Орешника» изменить ход конфликта на Украине

Российская баллистическая ракета «Орешник» может переломить ситуацию в украинском конфликте, считает заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев.

Путин: Средств перехвата ракет «Орешник» на сегодняшний день в мире нет

Результаты использования ракетной системы «Орешник» сопоставимы по эффекту, по своему могуществу с оружием стратегического назначения. При этом средств перехвата такой ракеты на сегодняшний день в мире не существует, заявил на состоявшемся в пятницу совещании с руководством Минобороны, представителями ВПК и разработчиками ракетных систем президент России Владимир Путин.

Зеленский объяснил депутатам Рады схему работы после появления «Орешника»

Глава киевского режима Владимир Зеленский в видеообращении выразил недовольство депутатами за отмену заседания Верховной рады и посольствами за приостановку работы из-за угроз ракетного удара «Орешником».

Командующий РВСН: «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы

Ракетный комплекс «Орешник» способен поражать цели на всей территории Европы, доложил командующий Ракетными войсками стратегического назначения (РВСН) Сергей Каракаев президенту России Владимиру Путину.
Мнения

Анна Долгарева: Русские ведьмы и упыри способны оттеснить американские ужасы

Хоррор на почве русского мифа мог бы стать одним из лучших в мировой литературе. Долгая история русских верований плотно связывает языческое начало с повседневным бытом русской деревни. Домовые, лешие, водяные, русалки так вплетались в ткань бытия человека на протяжении многих веков, что стали соседями...

Геворг Мирзаян: Дональд Трамп несет постсоветскому пространству мир и войну

Конечно, Трамп не отдаст России Украину на блюде. Любой товар (даже киевский чемодан без ручки) для бизнесмена Трампа является именно товаром, который можно и нужно продать. Чем дороже – тем лучше.

Александр Носович: Украинское государство – это проект Восточной Украины

Возможно, главная стратегическая ошибка российской экспертизы по Украине всех постсоветских десятилетий – это разделение ее на Восточную и Западную Украину как «нашу» и «не нашу». Нет у украинского проекта такого деления: две его части органично дополняют друг друга.
Вопрос дня

«Русский индеец». Кто стал первым политбеженцем из США в Россию?