В российско-китайских отношениях нет политических проблем и препятствий для сотрудничества, заметил президент России Владимир Путин в интервью ведущим китайским СМИ накануне поездки в Шанхай, которую российский лидер совершит по приглашению председателя КНР Си Цзиньпина. «Наши позиции по основным глобальным и региональным вопросам близки или полностью совпадают», – подчеркнул российский лидер, отметивший, что взаимодействие двух держав «стало наилучшим за всю свою многовековую историю».
Нам важно не только торговать. Необходимо формировать прочные технологические, индустриальные альянсы
Отметим, что Китай – один из тех мировых лидеров, которые солидаризуются с Россией в отношении к украинскому кризису и к западным санкциям против Москвы. Ранее официальный представитель МИД КНР Цинь Ган раскритиковал одностороннее применение санкций против России. Китайский дипломат выразил уверенность, что санкции не принесут удовлетворения ни одной из сторон конфликта.
Внешняя политика Вашингтона предоставляет Москве и Пекину новую возможность для развития сотрудничества, констатировал накануне поездки Путина в Шанхай китайский дипломат, бывший посол КНР в РФ Лю Гучан. Ранее, по итогам встречи с вице-премьером Госсовета Китая Ван Яном, замглавы российского правительства и один из членов российской делегации на нынешних переговорах Дмитрий Рогозин заявил: «В ситуации, когда на Россию пытаются «накинуть лассо санкций», Китай выступил неожиданно как абсолютно твердый партнер».
Отметим, что в развернутом интервью китайским СМИ Владимир Путин не мог обойти вниманием ситуацию на Украине. Напомнив о том, что четыре года назад Россия и Китай приняли Совместное заявление в связи с 65-летием окончания Второй мировой войны, президент подчеркнул: «Мы едины в том, что ревизия ее итогов недопустима».
«Последствия будут крайне опасными; свидетельство тому – сегодняшние трагические события на Украине, разгул неонацистских сил, развязавших настоящий террор против мирных людей», – подчеркнул президент России. «Конечно, будем и впредь противостоять попыткам фальсифицировать историю, героизировать фашистов и их пособников, очернить память и доброе имя героев-освободителей», – сказал он. «Мы все чаще сталкиваемся с попытками пересмотреть, исказить историю», – подчеркнул Путин.
Образцовое взаимодействие
По словам российского лидера, «образцовое взаимодействие» России и Китая «должно стать моделью для крупных мировых держав».
Россия выстроила прочную «ось дружбы» с государством, чья экономика, по оценкам Всемирного банка и Международного валютного фонда, уже в этом году станет крупнейшей в мире, обогнав по этому показателю США. Уровень двусторонней торговли между Россией и Китаем приблизился к 90 млрд долл. (для сравнения: объем торговых отношений России с США – 27,7 млрд долл.). Цель России – увеличить к 2020 году товарооборот до 200 млрд долл.
Не следует забывать, что Китай с его вторым по объему ВВП – локомотив альтернативного Западу мирового центра, экономической и политической группы БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), которую в ближайшее время может пополнить и Аргентина. Учитывая победу на индийских парламентских выборах кандидата от оппозиции Нарендры Моди (провозгласившего приверженность модели развития, независимой от Запада), следует ожидать, что и Индия усилит взаимодействие с Москвой и Пекином в рамках этой группы.
В частности, напомним о том, что в планах БРИКС – создание международных финансовых структур, которые должны стать альтернативой МВФ и самый крупный вклад в которую намерен сделать Китай.
«Нам важно не только торговать, – отмечает президент Путин. – Необходимо формировать прочные технологические, индустриальные альянсы».
Визит российского лидера в Шанхай станет еще одним шагом к созданию таких альянсов. Ожидается, что Путин и председатель КНР Си Цзиньпин, в числе прочего, одобрят проект создания совместного широкофюзеляжного дальнемагистрального самолета, который по замыслу должен составить конкуренцию европейским Airbus и американским Boeing, что серьезно потеснит позиции США и ЕС в этом секторе мировой экономики.
«Фантастический пакет документов»
По словам Юрия Ушакова, помощника российского президента, к поездке Путина в Шанхай готовится «фантастический пакет документов». В «багаже» российского лидера – 43 соглашения, около трех десятков документов будут подписаны только за эту встречу.
Помимо уже упомянутой договоренности о создании дальнемагистрального самолета, ожидается заключение соглашения о разработке тяжелого вертолета для нужд китайских военных и гражданских структур – модернизированного Ми-26, способного перевозить грузы до 15 тонн. Россия, таким образом, готова начать трансфер технологий авиационного производства, хотя ранее Китай зачастую прибегал к созданию нелицензионных копий российских самолетов. В составе делегации, которая сопровождает Путина в поездке в Шанхай, – вице-премьер Дмитрий Рогозин и глава холдинга «Вертолеты России» Александр Михеев.
К 2013 г. КНР уже вышла на 4-е место (1,8 млрд долларов) по закупкам продукции российского оборонно-промышленного комплекса. В ближайшее время, как ожидается, Китай переместится на более высокую позицию в этом рейтинге.
Еще одно важное направление, которое станет темой обсуждения Путина и Си Цзиньпина, – сотрудничество в нефтегазовой сфере. «В высокой степени готовности находятся договоренности об экспорте в Китай российского природного газа, – подчеркнул Путин. – Их реализация будет означать для России диверсификацию трубопроводных маршрутов поставок газа, а нашим китайским партнерам позволит снизить остроту проблем энергодефицита и экологической безопасности за счет использования «чистого» топлива». В числе масштабных проектов, упомянутых президентом, – транспортировка сырой нефти в Китай по трубопроводу «Сковородино – Мохэ» (стоимость этого проекта – более 60 млрд долларов).
Дальневосточные «каникулы»
Россия заинтересована в участии китайского бизнеса в развитии Дальнего Востока, подчеркнул Путин. «Безусловно, мы заинтересованы в том, чтобы китайский бизнес... был здесь среди лидеров, ведь ускоренное развитие Дальнего Востока выгодно и для России, и для Китая», – добавил президент.
Путин напомнил, что ускоренное социально-экономическое развитие Сибири и Дальнего Востока объявлено «одним из главных национальных приоритетов России в XXI веке» и сейчас реализуется целый пакет программ, связанных с модернизацией и расширением инфраструктуры этих регионов. «Ставка делается на создание специальных территорий опережающего экономического развития, в которых будет сформирована благоприятная среда для привлечения инвестиций, обеспечены конкурентные условия для организации экспортоориентированных несырьевых производств», – пояснил российский президент.
Путин подчеркнул, что «для новых предприятий, размещенных в зонах опережающего развития, предусмотрен ряд существенных льгот». «Это «каникулы» по целому ряду налогов, сниженные ставки по страховым взносам, облегченный таможенный режим, включая свободные таможенные зоны, особый порядок землепользования и подключения к объектам инфраструктуры», – перечислил президент. Одну из таких перспективных площадок для взаимодействия, по словам Путина, планируется разместить во Владивостоке на острове Русском, где в 2012 году проходил саммит АТЭС.
«О каких-то альянсах речи идти не может»
По мнению заместителя директора Института Дальнего Востока РАН, профессора Андрея Островского, между Москвой и Пекином действительно не осталось политических трений. Эксперт полагает, что в этом отношении вехой стало подписание в 2010 г. российско-китайского договора о дружбе. «Ранее, в 2004 году, были урегулированы последние остающиеся вопросы по демаркации российско-китайской границы по линиям рек Амур и Уссури», – напомнил эксперт в беседе с газетой ВЗГЛЯД.
«Политические отношения развивались довольно уверенно и успешно, – отмечает Островский. – Это, в частности, выразилось в том, что чрезвычайно высок уровень военно-политического сотрудничества». Собеседник, в частности, напомнил о том, что к визиту Путина в Шанхай приурочены совместные российско-китайские маневры у берегов КНР.
«Регулярными стали визиты руководителей исполнительной и законодательной власти обеих стран – вплоть до уровня министерств и ведомств – с обменом опытом», – отмечает китаист.
«Уровень политического сотрудничества чрезвычайно высок, но о каких-то союзах и альянсах речи идти не может, – констатирует Островский. – Дело в том, что принцип политики Китая – не входить ни в какие союзы и альянсы. Поэтом вряд ли можно ожидать, что в ходе визита в Шанхай может быть дополнительно подписан договор о политическом альянсе».
Основная проблема в том, что уровень экономического взаимодействия не дотягивает до уровня политического сотрудничества, полагает Островский. «Эти проблемы во время визита и будет решать президент Путин. Те договоренности, которые будут подписаны в Шанхае, позволят нам спокойно смотреть на американские санкции», – считает эксперт.