Ежегодный доклад главы правительства Дмитрия Медведева о работе Кабмина, с которым он во вторник выступил в Госдуме, вынужденно оказался не только отчетом о состоянии отечественной экономики, но и политическим заявлением.
У нас появилось полное право требовать соблюдения установленных правил от других стран
С одной стороны, отметил Медведев, «Крым и Севастополь – это большая радость и новые возможности для развития нашей страны». С другой стороны, «наше решение (по Крыму – ВЗГЛЯД) вызвало бурную реакцию», констатировал премьер: «Крым стал поводом для политического прессинга, который осуществляется в том числе и за счет так называемых санкций».
По сути, сложилась довольно сложная ситуация, признал Медведев, по словам которого, «впервые Россия оказалась в условиях тройного давления». «С одной стороны, это нестабильная мировая экономика, – пояснил премьер. – С другой стороны, недружественная политика ряда ведущих стран». Третий вызов – «структурные ограничения», сложности, которые испытывает российская экономика, уже вне привязки к внешним угрозам.
«Это очень четкое и правильное разделение, в каждом из этих трех блоков есть что обсуждать», – комментируя речь премьера, отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД член Общественной палаты, президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев. «Имеют место совершенно очевидные враждебные действия по отношению к России, последствия которых мы должны понимать и меры по противодействию которым мы должны применять, – отмечает эксперт. – Именно об этом говорилось в выступлении Дмитрия Медведева».
В условиях экономической войны
«Нашим компаниям – и без всяких санкций – надо учиться работать в условиях жесткой конкуренции. Но работать именно в условиях конкуренции, а не развязанной по политическим соображениям экономической войны», – заметил Медведев.
Глава правительства также предупредил, что оборонно-промышленный комплекс не пострадает из-за санкций ЕС и США. «Оборонный сектор всегда был нашей национальной гордостью. За последние годы оборонная промышленность встала на ноги, и мы не допустим, чтобы она пострадала в результате чьих-то недружественных действий», – сказал Медведев.
Речь идет не только о «государствообразующих» отраслях, традиционно находящихся под опекой правительства: власть, судя по словам Медведева, будет охранять и интересы отечественного бизнеса в недружественной внешней среде. «Будем использовать все имеющиеся возможности, которые у нас есть. В том числе те, которые мы получили, вступив во Всемирную торговую организацию», – сказал он.
Не забываем о Европе, нацеливаемся на Азию
Инструментом для борьбы с ограничениями на поставку российских товаров может стать ВТО. «У нас появилось полное право требовать соблюдения установленных правил от других стран – участниц ВТО, – заявил глава правительства. – Здесь не нужно стесняться. Если это обоснованно и законно, можно и «зубы показать».
Если же вопрос о вступлении России в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) также будет сделан поводом для прессинга, то «навязываться мы никому не будем», добавил Медведев.
Как отметил в беседе с газетой ВЗГЛЯД директор Центра социально-политических исследований «Аспект» Георгий Федоров, западные партнеры порой забывают о том, что их экономика и финансовая система сама может пострадать от разрыва связей с Москвой. «Я думаю, надо им почаще напоминать, что очень много российских денег вложены в том числе в американские ценные бумаги, – заметил эксперт. – Этим инструментарием можно начать действовать, чтобы политическая элита Америки приходила в чувство».
«Нашим самым значимым партнером сегодня является Европейский союз, – признал Медведев. – И повторю: мы не будем инициировать сокращение экономических связей. Это не в наших интересах, мы торгуем с ними на 400 миллиардов долларов». Но если Запад совершит такую ошибку, как ужесточение санкций, то Москва может минимизировать эти потери, усилив свое сотрудничество со странами БРИКС, пообещал премьер.
«Если мы переведем часть наших ресурсов в другие ценные бумаги других стран, и если начнем потихоньку с долларовой иглы слезать, это ударит по экономике США», – отмечает Георгий Федоров.
Санкции – не повод для поиска «особого пути»
Экономическая политика не изменится, ее приоритеты останутся прежними, вопреки санкциям и другим недружественным действиям Запада, заверил премьер. «Знаю, что практически все фракции Госдумы задавались вопросом, не считает ли правительство нужным изменить экономический курс... с учетом новой драматургии мировых процессов и ситуации в стране, – отметил Медведев. – Что я хотел бы ответить: политика правительства – это всегда продуманная и выверенная система действий. Эта система действия одобрена президентом. Я не считаю правильным менять ее принципиальным образом».
Медведев полагает, что не имеет смысла искать какой-то особый российский путь в экономике. «У России, конечно, может и должен быть свой путь, когда речь идет о национальном самосознании, о ценностных ориентирах, – считает глава правительства. – Но законы экономики остаются общими. И в обстоятельствах этого беспрецедентного вызова для нас крайне важно спокойно, без истерик продолжать выбранную экономическую стратегию».
«Не только вызов, но и хорошая возможность»
В своей программной речи премьер говорил об опоре на собственные силы, в частности об уменьшении зависимости от импорта – таким образом, внешние проблемы могут стать стимулом для внутреннего развития. Кризисные явления в мировой экономике и санкции вкупе с внутренними проблемами, по словам Медведева, «для нашего государства – не только вызов, но и хорошая возможность повысить эффективность собственной деятельности».
Жесткие условия, в которые поставлена Россия, дают, по мнению премьера, возможность «создать новую основу национальной экономики, которая базируется на собственном производстве».
Экономика с введением санкций получила стимул для сокращения зависимости от импорта, полагает Медведев. «Более того, по некоторым направлениям мы ставим амбициозные цели – полностью обеспечивать потребности за счет собственного производства», – добавил премьер.
Несмотря на санкции, в экономике отмечаются внушающие оптимизм тенденции. Премьер-министр констатировал: «В текущем году мы также ожидаем положительного прироста ВВП на уровне темпов роста экономики Евросоюза».
Политолог Георгий Федоров в этой связи отмечает, что «нам нужно думать об опережающем развитии и не сравнивать себя с Европой. Мы должны больше думать о себе, и пусть они сравнивают свою экономику с нашей. Многие страны сравнивают свою экономику с китайской, но здесь они понимают, что Китай – более динамичная экономика».