Петр Порошенко 21 декабря встретился в Киеве с Александром Лукашенко. Украинский президент обещал поспособствовать развитию отношений Белоруссии со странами Евросоюза в рамках Восточного партнерства. Речь идет о механизмах взаимовыгодного использования технологий, законодательства, финансовых ресурсов на разных уровнях партнерства.
«Мы со своей стороны достигли достаточных успехов в этой сфере», – заявил Порошенко. В ответ Лукашенко пообещал, что Белоруссия будет для Украины надежным партнером, как в политике, так и в экономике.
Кроме того, была достигнута договоренность о вещании одного из украинских телеканалов на территории Белоруссии – «для объективного освещения событий» на Украине. Белорусский лидер подчеркивал, что именно Порошенко стал инициатором этой встречи.
Нам нужна компенсация, кредиты, деньги, цены в долларах и госзаказы, иначе мы начнем политическую диверсификацию – вот о чем Лукашенко хочет сказать России
Лукашенко говорил, что он понимает чувства украинского президента. «Вы – президент, вам больно. Мне тоже больно. И я из этого исхожу. Поэтому, если нужно будет от Белоруссии что-то – скажи, мы тебе за сутки все сделаем, что ты попросишь. Все, что президент Украины ни просил, публично говорю, мы всегда все делали. И так будет впредь», – заявил он, подчеркнув свою заинтересованность в спокойствии на украинской территории. «Я хочу, чтобы на Украине было хорошо. Многие это понимают как какие-то игры и так далее. Я знаю, что вы не так это воспринимаете», – обратился Лукашенко к украинскому коллеге.
«Мне говорят: вот Лукашенко там чего-то боится. Я не боюсь, – подчеркнул глава белорусского государства. – Давайте это делать непублично. Давайте вообще никому говорить ничего не будем, а будем делать тайно, но только чтобы был прогресс в этом направлении».
Встреча Порошенко и Лукашенко состоялась в преддверии саммита ОДКБ, который традиционно проходит в конце декабря в российской столице. Также Украину посетил и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев. Он встречается с Петром Порошенко сегодня, 22 декабря. После этого Назарбаев, как и Лукашенко, вылетит в Москву. В российскую столицу на встречу с Владимиром Путиным должны прилететь также президенты Армении и Таджикистана.
Взаимовыгодный визит
Вызывая на встречу Александра Лукашенко, украинский президент преследует несколько целей, считает директор киевского Центра политических исследований и конфликтологии Михаил Погребинский. «Во-первых, Порошенко использует любой способ показать, что он в нормальных отношениях с пророссийским соседом, – подчеркнул эксперт. – Во-вторых, этот визит, вкупе со встречей с Назарбаевым, может стать переносом центра тяжести разрешения украинского конфликта в сторону Таможенного союза. Не просто же так Меркель заявила, что если Порошенко будет хорошо вести себя, ЕС подумает о том, чтобы наладить взаимодействие с ТС, от чего Европа раньше категорически отказывалась», – напоминает Погребинский.
Визит в Киев и дружеское общение с Петром Порошенко, следующие после заявлений Лукашенко о поддержке территориальной целостности Украины, могут помочь ему растопить лед в отношениях с ЕС, считает Погребинский. «Лукашенко заинтересован в ослаблении ненависти со стороны европейского сообщества, и его позиция неподдержки РФ в украинском вопросе создает благоприятный фон для смягчения отношений с Европой», – отмечает эксперт.
Однако вряд ли можно говорить о том, что Порошенко рассчитывал на какие-то радикальные шаги со стороны Лукашенко, считает Михаил Погребинский. «Очень похоже на то, что Лукашенко играет роль, согласованную с Кремлем. Афронт – это в его стиле, но его зависимость от России крайне велика, и это понятно всем, – уточняет эксперт. – Несмотря на все сложности характера, Лукашенко – человек вменяемый, так что играть в слишком рисковую игру он не станет».
Россия в конце ноября ограничила импорт белорусской продукции. Под запрет попали товары около 20 предприятий. В ответ на это Лукашенко обвинил Россию в «неприличном поведении». «Это не то что недобросовестная конкуренция, это вообще наш брат родной, он же не просто не пускает нашу продукцию – создает ей антирекламу, заявляя о том, что она небезопасна и еще там чего-то», – заявлял он 9 декабря.
«Вы видите, как просела Россия, это наш основной рынок, вы видите, что творится на Украине – одном из основных наших рынков, война идет, им сегодня не до покупок. Мы не можем все время молиться на одну Россию, хоть это и братская нам страна, потому что, видите, один этот рынок обвалился, и мы следом полетели. И нам в этой ситуации надо показать свою состоятельность, будущий год – это наш экзамен», – сокрушался Лукашенко. Уже 20 декабря стало известно, что Белоруссия и Россия договорились фиксировать экспортные цены в долларах. Эксперты сделали вывод, что действия Лукашенко связаны со страхом перед обвалом экономики.
Кругом враги
В то время как Лукашенко встречался в Киеве с Порошенко, в самом Минске прошла не менее интересная встреча под названием «Всебелорусский конгресс за независимость». Делегаты критиковали политику нынешних белорусских властей, а также вступление страны в Евразийский экономический союз. Участники, среди которых именитые деятели искусств, приняли манифест в защиту независимости Беларуси. Организаторы планируют собрать под ним подписи более миллиона граждан.
«События на Украине не могут не беспокоить белорусов, так как подобное нельзя исключать и в нашей стране», – отметила член оргкомитета Елена Анисим. «Если мы соберем миллион подписей, а по нашим оценкам нас поддерживают минимум два или два с половиной миллиона граждан, то все увидят, что Беларусь – это не проходной двор и не часть Российской империи», – сказал председатель Общества белорусского языка имени Франциска Скорины Олег Трусов.
Экс-председатель Верховного совета Беларуси 12-го созыва Мечислав Гриб напомнил, что в свое время Белоруссия отказалась от ядерного оружия, передав его России. А США, Великобритания и Россия выступили гарантами независимости и территориальной целостности Беларуси, Украины и Казахстана. «Что стало с этими гарантиями, мы сегодня прекрасно видим на примере происходящего в отношениях между Россией и Украиной. Застрахованы ли мы от такого же развития ситуации в отношении нас? Нет», – заявил Гриб. Выступающие отметили, что существует угроза не только государственному суверенитету, но и белорусской нации.
А 19 декабря к Лукашенко обратилась руководитель пресс-службы Госдепартамента США Джен Псаки. Она напомнила, что Белоруссия должна соблюдать права человека, и это особенно важно в связи с грядущими президентскими выборами. Свое заявление она приурочила к годовщине массовых демонстраций в Минске в 2010 году. «Мы помним тех, кто до сих пор несправедливо содержится в тюрьме, и призываем к немедленному и безусловному освобождению всех белорусских политзаключенных, а также уважению их политических и гражданских прав, – заявила Псаки. – Большее уважение демократии и прав человека будет способствовать процветанию и экономическому росту Белоруссии, а значит – укреплению ее суверенитета и независимости, которые пользуются безоговорочной и решительной поддержкой Соединенных Штатов».
Днем ранее, 18 декабря, на встрече с иностранными журналистами заместитель госсекретаря Виктория Нуланд заявила, что США открыты для диалога с Белоруссией. Странам удалось сделать за последние годы маленькие шаги навстречу, заявила она. Напомним, что США в 2006 году ввели санкции, которые предусматривали блокирование собственности и активов десяти руководителей правительства Белоруссии, включая президента страны Александра Лукашенко.
Об американской угрозе Лукашенко предупреждал и глава комитета Госдумы по международным делам Алексей Пушков. «С США пытались дружить Милошевич, Каддафи, С. Хуссейн. Их судьба известна. Теперь США предлагают «новые отношения» Лукашенко. Опыт опасный», – написал Пушков в Twitter. На прошлой неделе Пушков заявил, что США намерены либо свергнуть президента Белоруссии, либо развернуть его против Москвы.
Перевести все в доллары
Заявления представителей Запада, советы по сближению с ЕС от Порошенко и оппозиционные заявления внутри самой Белоруссии наталкивают на мысль, что Лукашенко может начать искать новых союзников, чтобы укрепить свои позиции перед выборами, которые состоятся осенью 2015 года. Но руководитель белорусского Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук уверен, что Лукашенко приехал в Киев не для того, чтобы искать окно в Европу, а исключительно ради экономических выгод. «Из-за ситуации в России Белоруссия потеряла порядка миллиарда долларов. Когда два экономических партнера терпят такое экономическое фиаско, малооткрытая экономика, какой является Белоруссия, не может сохранить стабильность, – напоминает Романчук. – Та паника и ажиотаж, которые были у нас в последние дни, спровоцированы этими событиями, а также перспективами ухудшения отношений с Украиной. Так что в первую очередь речь идет о том, чтобы разморозить определенные проекты, поговорить о сотрудничестве».
Визит Лукашенко в Киев аккурат перед поездкой в Москву не случаен, уверен Романчук. «Лукашенко просто так ничего не делает. Он же не киевский торт туда кушать поехал. Это способ сказать, что нам нужна компенсация, кредиты, деньги, цены в долларах и госзаказы, иначе мы начнем политическую диверсификацию – вот о чем Лукашенко хочет сказать России. Он хочет, чтобы Кремль оказал ему какую-то финансовую поддержку или, по крайней мере, не выкидывал его производителей с рынка», – считает Романчук.
Лукашенко может обыграть в свою пользу все происходящее в стране и за ее пределами, считает Романчук. Даже встреча представителей оппозиции, риторика которых носит явно националистический характер, может обернуться ему на пользу. «Лукашенко, который раньше националистов не поддерживал, в последние месяцы явно дал понять, что он за белорусскую литературу, за язык. У нас целый национальный бум на белорусские национальные узоры, украшения, одежду. Так что Лукашенко понимает, что национальный аспект важен, и будет его использовать, чтобы заручиться поддержкой оппозиции. В результате оппозиция, которая сейчас разрознена, может встать на его сторону», – полагает эксперт.
«В Белоруссии введено чрезвычайное экономическое положение. Вернувшись из Москвы, Лукашенко может сказать – я договорился, мне дадут кредиты, успокаивайтесь. Это для белорусов сейчас важнее всего», – уверен Романчук.
«Лукашенко выступает за все, что может гарантировать ему власть и стабильность режима. Так что он выступит и за союз с Аргентиной, если ему это будет выгодно», – добавил Романчук.
Однако Европейский союз – это другое дело, напоминает эксперт. Лукашенко не готов рассматривать никакие шаги в его сторону, несмотря на предложение Порошенко о помощи. Да и самой Украине предложить ему нечего, считает Романчук. «Украине до вступления в ЕС – как до полета на Марс. И Лукашенко понимает, что такой сценарий даже проговаривать нельзя. Он это подтвердил на встрече с Порошенко, сказав, что не готов никуда идти без России и Таможенного союза. Но диверсификация экономики и политических рисков все равно стоит для него на повестке дня», – уточнил Романчук.
Что касается жестов доброй воли со стороны США и ЕС, то и их Лукашенко постарается конвертировать в валюту, уверен эксперт. «Он скажет – друзья, я с вами, готов поддерживать отношения. Дайте мне семь миллиардов долларов в кредит через МВФ, и тогда будем разговаривать». А потом, когда деньги будут получены, все разговоры забудутся, как это было неоднократно. Это попытка блефовать, и нельзя путать ее с реальными делами», – уверен Романчук.
«Говорить о разморозке отношений с Америкой, массово запрещая независимые сайты и блоги, не освобождая политзаключенных, невозможно. У нас же заморожены все цены. В Белоруссии не просто происходит возврат в Советский Союз – это модель Венесуэлы. И мы размораживаем отношения с Западом? Да это смешно», – удивляется эксперт.
В данный момент у США нет никаких рычагов давления на Лукашенко, считает Романчук, и все его заявления продиктованы не страхом, а исключительно поиском экономической выгоды. «То, что он говорит о диверсификации, он уже говорил в 2008 году – что на него давит Россия, а он держится как может. Все это он говорил ради денег. Если в Москве ему скажут – дадим пять миллиардов дешевого кредита на 20 лет, закупим трактора и сохраним энергетический грант – риторика тут же поменяется».