Поиск единственного решения
Местное самоуправление, не являющееся частью «вертикали власти», продолжает почти не видимую на федеральном уровне работу над тем, чтобы интересы граждан были представлены максимально полно и адекватно.
Согласно 136-му федеральному закону, сегодня каждый регион выбирает свою модель местного самоуправления. В законе описаны два варианта организации МСУ.
Глава муниципального образования (поселения, муниципального района, городского округа) и депутаты могут получить свой пост путем прямых выборов – таков первый путь. Депутаты муниципального образования (поселения, муниципального района, городского округа) избираются путем прямых выборов, после чего депутатами из своего числа назначается глава муниципального образования – это вторая схема.
Каждая из этих моделей имеет и свои преимущества, и недостатки, и именно поэтому регионы мучительно ищут единственно верное решение, правильный в каждом отдельном случае порядок избрания руководителя муниципии.
Газета ВЗГЛЯД не так давно рассказывала о ситуации в Ростове-на-Дону, где на место мэра пришел сити-менеджер, что вызвало всплеск оппозиционной активности, и стоит отметить, что на местах подобные ситуации встречаются часто и редко повторяют друг друга.
Калининградский парадокс
Казалось бы, такой привычный для России конфликт между муниципальными и региональными властями оборачивается в Калининградской области парадоксом: самые близкие к избирателю – муниципальные депутаты – против того, чтобы их выбирали жители. Подовом для конфликта стали принятые в минувший четверг поправки в региональный закон о местном самоуправлении.
Люди хорошо знают цену этим депутатам, и при прямой системе выборов шансов остаться на своем месте у них нет
«В мае этого года президент подписал принятый Госдумой 136-й федеральный закон, регулирующий деятельность местного самоуправления, – пояснил газете ВЗГЛЯД председатель комитета областного парламента по законодательству Олег Шлык. – В рамках этих поправок областная дума и привела в соответствие региональное законодательство. Мы определили порядок избрания глав и порядок назначения глав администраций местного самоуправления, а также унифицировали порядок выборов местных депутатов.
Раньше в области существовали два алгоритма: в одних районах муниципальные депутаты районного уровня избирались населением, в других – опосредованно, депутатами первого (поселкового) уровня».
Оба подхода полностью соответствуют федеральному закону, но в приложении к конкретной ситуации в Балтийском районе Калининградской области опосредованные выборы выглядят, мягко говоря, странно. Ситуация, впрочем, типична и для многих других регионов и муниципалитетов страны – депутаты зачастую представляют города и поселки с очень разным количеством жителей. Получается перекос.
«В Балтийском районе несколько поселений, и каждое из них делегирует в районный совет равное количество представителей, – поясняет калининградский пример Олег Шлык. – Получалось, что, например, в Балтийском районе треть мандатов принадлежит представителям поселка Дивное, население которого не превышает и тысячи человек.
Аналогичное число депутатов представляет Приморск, в котором живет около двух тысяч человек. И столько же мандатов принадлежит делегатам от Балтийска, где живет тридцать три тысячи человек. Все это прямое следствие избрания одних депутатов другими, а не населением. Получается неравенство представительств и, как следствие, перекос в бюджетной сфере. Это мы и хотели исправить».
В итоге еще несколько месяцев назад, сразу после вступления в силу соответствующего федерального закона, областной парламент стал обсуждать идею перехода всех муниципалитетов области на прямые выборы районных депутатов. Проводились диспуты и с муниципальными депутатами, и с представителями общественности.
«Обсуждался такой вопрос, и неоднократно, – подтвердил газете ВЗГЛЯД житель Балтийска, член правления областного Союза ветеранов Афганистана Андрей Кравцов. – Хотя с самого начала было очевидно, что опосредованная система выборов порождает безответственность. Вот скажите, кто из пятнадцати членов райсовета представляет интересы, например, жителей улицы Гоголя? Все они избраны депутатами низшего уровня, а не жителями напрямую».
«Реорганизация проведена в строгом соответствии с федеральным законодательством для всех без исключения муниципалитетов, она не коснулась только двух районов, где идет процесс преобразования в городские округа, – пояснил газете ВЗГЛЯД замминистра по муниципальному развитию и внутренней политике Калининградской области Максим Коломиец. – Все наши предложения прошли правовую оценку в том числе и в органах прокуратуры».
Однако поправки вызвали неожиданно бурный протест у депутатов одного из районов области – Балтийского. Интересно, что депутаты всех прочих муниципалитетов региона законопроект поддержали.
Если верить тексту составленного депутатами Балтийска обращения, «с учетом сложившейся ситуации в регионе и в стране в целом, когда ощущается нехватка средств на реализацию экономических программ, подобный порядок формирования представительных органов стоит признать нецелесообразным».
«Согласно новому закону, возрастет количество муниципальных депутатов – а это дополнительная нагрузка на бюджет, – изложил газете ВЗГЛЯД свои аргументы глава района Николай Плюгин, выдвинутый в райсовет от депутатов самого маленького поселения района – Дивное. – Областная дума поступила как канцелярия, им дали проект, они приняли, не особо вдаваясь в предлагаемые поправки.
Народ собрал уже более девяти тысяч подписей против данного нововведения. Кто собирал, я не знаю. Ко мне обратились жители, фамилии членов инициативной группы не знаю. Я сам лично собрал около ста подписей. Дальнейшие действия жителей Балтийска могут быть еще более жесткими: возможно, перекроют дорогу в Балтийск, возможно, еще что-нибудь предпримут».
Подписи на улицах Балтийска действительно собирают, и даже глава района не знает, кто это делает. По крайней мере мероприятие и на самом деле выглядит секретным. Автор текста пытался добиться у сборщиков подписей, кто именно является инициатором акции, но все они категорически отказывались общаться на эту тему.
Неудивительно, что некоторые жители района скептически оценивают заявления об огромном количестве подписей якобы возмущенных избирателей. Ведь, если верить Плюгину, подпись за короткое время поставил каждый четвертый житель района (всего здесь живет 36 тысяч человек), включая глубоких стариков и младенцев.
«Все это фикция, – полагает житель Балтийска, общественный активист, майор милиции запаса Николай Поддубный. – Сбор был действительно организован, но, насколько я в курсе, за деньги, и больших успехов данная затея не принесла.
Балтийцы знают, кто пришел к власти, и не желают сотрудничать с криминалом. В ходе прошедших выборов местного уровня большинство из нынешних депутатов не стеснялись того обстоятельства, что проводили свои избирательные кампании на деньги Виктора Богдана, признанного следствием лидером ОПГ».
Богдан, больше известный в определенных кругах под кличкой Балет, в настоящий момент находится в Польше, где решается вопрос о его экстрадиции на родину по обвинению в целом ряде преступлений, связанных с нелегальной добычей и продажей калининградского янтаря.
Однако дело его на месте живет. Например, уже упоминавшийся руководитель муниципального совета Балтийского района Николай Плюгин хорошо известен всем оперативникам города – как песню цитируют его объяснения, когда он был уличен в хищении солярки. Заместитель председателя совета Игорь Коваль находился под следствием за браконьерство.
Еще один муниципальный депутат Балтийского района, Александр Плетень, отсидел срок за разбой. Его коллега Алексей Вагин недавно переехал на «зебре» пешехода и в настоящий момент под следствием.
Политические скандалы в Балтийске (и почему-то только в нем одном) возникают с завидной регулярностью, и во главе их, как правило, оказываются люди, которых молва напрямую связывает с фигурой Виктора Богдана. Еще одна недавная подобная история в регионе тоже была связана со сбором подписей и тоже имела криминальный оттенок.
«Активно собирались подписи под письмом в поддержку строительства детских садов, – приводит пример бывший муниципальный депутат Балтийска Владимир Водян. – Благая идея? Очень! Лично я по наивности подписал.
Мам молодых организовывали, обещали провести колясочный марш до Калининграда. А потом выяснилось, что инициаторы преследовали совсем иную цель – вернуть многомиллионый подряд депутату местного совета Юрию Семикрасу».
История, о которой упомянул Владимир Водян, прогремела на всю область весной прошлого года. Тогда правоохранительные органы установили: некая компания ООО «Строй трест», принадлежащая депутату Семикрасу, незаконно выиграла подряд на строительство детского садика в Балтийске стоимостью 225 миллионов рублей. Фирма вообще не должна была участвовать в тендере, так как представленные на конкурс документы оказались поддельными.
Суд признал аукцион ничтожным – и по странному совпадению сразу после этого и начался в городе сбор подписей с требованием строительства детских садов.
Что касается текущего конфликта – после подписания губернатором региональный закон вступит в законную силу. А Николай Поддубный ожидает в Балтийске попытки организовать «акции народного протеста» – по крайней мере, в местной прессе уже звучали намеки на то, что муниципальные депутаты могут их спровоцировать.
«А им деваться некуда. Им есть что терять. И денежные вознаграждения, которые они себе регулярно выписывают, и возможность распределять муниципальные земли, – комментирует ситуацию Андрей Кравцов. – Например, согласно документам, безработный и не имеющий доходов балтийский депутат Вагин скупил больше десяти участков земли по стартовым ценам аукциона. Люди хорошо знают цену этим депутатам, и при прямой системе выборов шансов остаться на своем месте у них нет».
Как жить дальше
Отметим, что федеральной власти любой региональный (или муниципальный) конфликт крайне невыгоден: до каждого поселка не доедешь, приходится полагаться на местные силы, которые часто преследуют свои интересы.
И Москва могла бы для собственного удобства отменить вообще все выборы и отправлять руководителей по разнарядке и спрашивать с них по всей строгости. Однако власть не меняет Конституцию, оставляя местному самоуправлению возможность самому решать, как жить дальше, и глядя на каждый конфликт как на вызов, на проверку адекватности местных элит.
Схема более рискованная, но Москва не дает готовых ответов, предлагая лишь общую рамку: индульгенции нет ни у кого, панацеи не существует, каждый сам кует свое будущее.
Это и называется демократией. Сложно, не без нервов, но лучше все равно никто еще ничего не придумал.