«Мы не можем молиться на одну Россию»
Во вторник президент Белоруссии Александр Лукашенко раскритиковал политику Москвы в отношении Минска и признался, что ждет разъяснений от российских властей. По его словам, Минск и Москва создают «проблемы на ровном месте». «Я хочу все-таки выяснить: зачем нужна такая политика Российской Федерации в отношении Белоруссии? Поведение сегодня нашего восточного родного брата не может не настораживать. Но мы пока не делаем из этого каких-то выводов, я в том числе, до разговора с президентом России», – заявил Лукашенко на заседании Совбеза.
Попытки России привести в чувства отношения с Белоруссией в этой связи встречают откровенное «включение дурака» со стороны наших белорусских партнеров
Он заметил, что Минск не драматизирует ситуацию и «мы просто хотим ясности», подчеркнув, что главные угрозы безопасности Белоруссии кроются в экономике, которая для любого государства, особенно для экспортно ориентированного, очень опасное направление удара, тем более «в нынешней ситуации».
Также Лукашенко поручил правительству найти новые рынки сбыта и не брать в расчет Россию как главного покупателя белорусских товаров. По его словам, Белоруссия снизила зависимость от российского рынка с 80 до 40 процентов, но сегодня этого недостаточно. И ситуация в России не должна повлиять на белорусскую экономику.
«Вы видите, как просела Россия, это наш основной рынок, вы видите, что творится на Украине – одном из основных наших рынков, война идет, им сегодня не до покупок. Мы не можем все время молиться на одну Россию, хоть это и братская нам страна, потому что, видите, один этот рынок обвалился, и мы следом полетели. И нам в этой ситуации надо показать свою состоятельность, будущий год – это наш экзамен», – сказал он.
Россия в конце ноября ограничила импорт белорусской продукции. Под запрет попали товары около 20 предприятий, в составе которых обнаружили геном вируса африканской чумы свиней, микробные загрязнения и антибиотики. В ответ на это Лукашенко обвинил Россию в «неприличном поведении». «Что ж нас упрекать, что мы уж слишком перекормили вас, россиян? – заявил Лукашенко 9 декабря. – Это не то что недобросовестная конкуренция, это вообще наш брат родной, он же не просто не пускает нашу продукцию – создает ей антирекламу, заявляя о том, что она небезопасна и еще там чего-то».
В начале декабря руководитель Россельхознадзора Сергей Данкверт и белорусский вице-премьер Михаил Русый договорились о возобновлении поставок в Россию продукции животного происхождения белорусского предприятия ОАО «Калинковичский мясокомбинат». Также стороны согласовали возвращение мясной продукции с четырех белорусских предприятий.
Чего боится Лукашенко?
Эксперты убеждены, что Лукашенко опасается экономических потрясений в Белоруссии и хотел бы минимизировать потери за счет России. Политолог, доцент кафедры политической теории МГИМО Кирилл Коктыш убежден, что белорусский лидер недоволен обвалом российского рубля, «поскольку он совершенно уничтожает перспективы и прибыль Белоруссии на российском рынке».
«Белорусский рубль пока держится. Но в свете падения российского рубля этот процесс потребует от государства нетривиальных плановых усилий все это стабилизировать и удержать. Его недоумение совершенно понятно. Страна, которая на золотовалютных резервах и за счет положительного платежного баланса могла спокойно жить четыре года при курсе 32 доллара за рубль, допустила обвальное падение валюты. Возникает вопрос: а как в таком случае выстраивать общие экономические отношения, каким образом из них можно извлекать прибыль? Это, естественно, неприятный сюрприз, и он очень обескураживает», – сказал Коктыш газете ВЗГЛЯД.
По словам эксперта, у Белоруссии нет других крупных рынков для реализации своей продукции, кроме российских, поэтому «получается прямая зависимость». «Падение российского рубля – это вещь, которая в первую очередь является результатом политики Центробанка России, а не результатом объективных обстоятельств. Поэтому Лукашенко будет ждать от Путина решений или действий, которые подтвердят факт его контроля над системой. Понятно, что проблемы могут быть всегда, но дальше должна быть демонстрация способности решить эти проблемы», – полагает эксперт, добавляя, что в белорусской блогосфере доминирует мнение, что «Россия оказалась под контролем олигархата».
Руководитель белорусского Научно-исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук убежден, что во всем происходящем Лукашенко видит валютную войну против Белоруссии. «Когда российская валюта за год девальвировалась в два раза, когда Россия переживает серьезный шок, а Евразийский экономический союз должен был быть координатором макроэкономической политики, естественно, Александр Лукашенко столкнулся с беспрецедентно неприятной для себя ситуацией», – сказал Романчук газете ВЗГЛЯД.
По словам эксперта, белорусский экспорт практически полностью застопорился в России, что означает «очень серьезные проблемы для промышленности, сельского хозяйства и бюджета». «Во-вторых, из-за того, что белорусы никогда не переходили на российский рубль и всегда считали цены в долларах, то, имея доллары, они покупают резко подешевевшие товары в России и тем самым не дают заработать розничной торговле. Другой шок – в 2015 году из-за нефтяного налогового маневра Россия обещала Белоруссии 1,9 млрд долларов в случае, если нефть будет стоить минимум 70 долларов за баррель. Понятно, что такой цены не будет, и с высокой долей вероятности не будет этих денег. Соответственно, для Белоруссии будет очень серьезным делом заплатить в 2015 году 4 млрд долларов внешнего государственного долга», – пояснил эксперт.
Романчук уверен, что экономическая модель Лукашенко начала рассыпаться, а в ноябре следующего года должны пройти выборы главы государства, поэтому президент «очень сильно взволнован, нервничает, и отсюда попытка апеллировать к Путину». «Я уверен, что все проблемы Белоруссии будут списаны на российский рубль, руководство, Газпром и все то, что творится в российской экономике», – уверен политолог.
Но гендиректор центра политической информации Алексей Мухин убежден, что Лукашенко лишь делает вид, что обиделся, «но прекрасно знает, о чем речь». «Речь идет о некорректном реэкспорте европейских товаров на территорию России. Из-за этого реэкспорта Белоруссия получает громадные средства, а Россия теряет. Попытки России привести в чувства отношения с Белоруссией в этой связи встречают откровенное «включение дурака» со стороны наших белорусских партнеров», – сказал Мухин газете ВЗГЛЯД.
Однако Романчук утверждает, что Белоруссия так и не смогла заработать в результате введенных Россией запретов на поставки европейской продукции. Для получения прибыли европейское сырье могло бы перерабатываться в белорусские товары, но этого не произошло. «Схемы, которые набрали большую популярность, банальны. Они свелись к тому, что европейские товары приезжали в Белоруссию, к ним приклеивались этикетки, и якобы белорусские товары выезжали в Россию. Причем делали это не столько белорусские компании, сколько российские со своими западными партнерами. Настоящих инвестиционных схем практически не было, поскольку никто не знал и до сих пор не знает, как долго продержатся санкции, которые являются основой подобного инвестиционного плана», – пояснил Романчук.
Тем не менее Мухин считает, что Лукашенко выбрал очень неудачное время, «чтобы рефлексировать и пытаться делать вид, что он не понимает, о чем идет речь». «Россия способна контролировать потоки товаров, которые идут со стороны наших партнеров по Таможенному союзу. Если Белоруссия будет злоупотреблять нашими партнерскими отношениями, я не думаю, что это благотворно скажется на отношениях между Россией и Белоруссией. Сейчас Белоруссия, а не Россия, должна думать, как ей сохранить отношения со своим партнером по Таможенному союзу, потому что повела себя некорректно, и доказательства этому есть, а не делать вид, что Россия каким-то образом ущемляет права белорусских поставщиков. Экспорт должен быть белым, а не серым и черным», – подчеркнул политолог.