В воскресенье на территории ДНР и ЛНР пройдут выборы – будут избраны как местные власти, так и главы самопровозглашенных республик. Киев уже заявил, что выборы нарушают минские протоколы, а в Донецке и Луганске говорят о том, что Украина сама не соблюдает соглашения. В Новороссии не согласны проводить выборы по украинскому законодательству – республики фактически отделились от Украины и считают себя самостоятельными государствами. Россия уже заявила, что признает результаты выборов – они важны с точки зрения легитимизации власти, сказал глава МИДа Лавров, и «мы считаем, что это одно из важнейших направлений минских договоренностей».
Сам факт признания результатов выборов означает, что Россия не просто уважает мнение населения Новороссии, но и ни в коем случае не допустит силовой ликвидации самопровозглашенных республик
Это признание может иметь негативные последствия для России, тут же заявили в Европейском союзе – «проведение выборов 2 ноября не соответствует минским соглашениям и украинскому законодательству. Соответственно, признавая эти выборы легитимными, Россия способствует не урегулированию кризиса, а наоборот – трансформации его в замороженный конфликт. В арсенале ЕС есть еще не исчерпанные возможности по наращиванию санкций».
Кроме того, все последние дни поступают неофициальные сообщения о подготовке к наступлению с украинской стороны – для того, чтобы сорвать выборы, а руководство ДНР делает заявления о готовности к силовому освобождению Мариуполя, Славянска и других городов Донбасса. И все это на фоне непрекращающихся обстрелов и перестрелок в районе Донецка.
В любом случае после 2 ноября вероятность срыва перемирия резко возрастает – это может произойти как вследствие непроизвольного выхода ситуации из-под контроля, так и по причине внутриполитической борьбы на Украине: каждая из претендующих на свою долю власти в новом правительстве сил может попытаться сыграть в «спасителя Отечества». Открытым текстом высказанное Путиным «самое важное» предупреждение о том, что если кто-то «войдет в искушение в попытках использовать силу», то это «загонит ситуацию окончательно в тупик» – не всеми понято в Киеве. А ведь тупик – это не просто окончательная потеря Украиной Донбасса, но и новая война, которая приведет к краху украинского государства. Но предупреждение Путина не сможет остановить не только украинских радикалов, но и тех в Вашингтоне, кто как раз и делает ставку на возобновление войны, стремясь погрузить Украину в хаос, в котором завязнет и Россия.
Возобновление полномасштабных боевых действий возможно и по той причине, что в Донецке с Луганском могут решить, что продолжать соблюдать перемирие уже не в их интересах – Киев накапливает силы, и в дальнейшем получить контроль над всей территорией Донбасса ДНР будет гораздо сложнее. Впрочем, ДНР и ЛНР имеет смысл подождать – ухудшение ситуации на Украине практически неизбежно, а значит, для наступательных операций лучше дождаться дальнейшей деморализации противника.
Но значение выборов не только в том, что они могут поставить точку в хрупком перемирии. Само их проведение подводит окончательную черту под одной из самых гнусных провокаций этого года – попыткой обернуть энергию «русской весны» против самой России и персонально Путина, изобразив человека, борющегося за интересы русского мира, как предателя Новороссии.
Теперь, на выборах 2 ноября, действующие руководители ДНР и ЛНР получают мандат уже непосредственно от народа, а сами республики – признание своих выборов со стороны России. С этого момента любые разговоры о сдаче Москвой Новороссии можно смело объявлять провокацией и намеренной деизинформацией, распространяемой в целях дискредитации Владимира Путина, а по сути – просто работой на врага в идущей сейчас полномасштабной информационной войне.
Распускание этих слухов и раньше не имело под собой никаких фактических оснований, более того, они прямо противоречили тому, что делала Москва – но их авторы примитивно спекулировали на том, что юридически Россия не заявляла о признании властей ДНР и ЛНР и даже подчеркивала, что выступает за сохранение территориальной целостности Украины.
То, что Россия делает это лишь потому, что борется с США за удержание всей Украины в своей орбите, а вовсе не из-за нежелания поддержать Новороссию, казалось бы, должно было быть понятно любому – но, увы, спекулятивная псевдопатриотическая игра на эмоциях порой заглушает для многих голос разума. Забывался даже тот простой факт, что Москва не просто фактически признавала ДНР и ЛНР с самого начала конфликта, но и то, что без российской поддержки они были бы просто уничтожены.
Сейчас формально позиция России по признанию единства Украины и непризнанию ДНР и ЛНР сохраняется – но сам факт признания результатов выборов означает, что Россия не просто уважает мнение населения Новороссии, но и ни в коем случае не допустит силовой ликвидации самопровозглашенных республик и уж тем более не будет приносить их в жертву каким-то мифическим «предательским планам».
На следующем витке украинского кризиса ДНР и ЛНР могут просто укрупниться до границ Луганской и Донецкой областей, чтобы потом воссоединиться с Россией, могут постепенно расширяться до масштабов полноценной Новороссии, собирая весь Юго-Восток Украины (и в итоге тоже войти в Россию), могут стать частью будущей обновленной и федеративной Украины (когда и если она дозреет до переформатирования), могут стать закваской этого нового государства, могут стать базой, с которой пойдет на Киев «армия освободителей».
Может быть любой из этих вариантов, как и их последовательное сочетание – но не может быть никакой «сдачи Новороссии», то есть отказа России от поддержки борьбы народа Донбасса за свои права и свою жизнь, за желание оставаться русскими в русском мире. Более того, Россия не откажется не только от Донбасса, но и от всей Украины – потому что именно удержание ее в составе русского мира и является главной целью Путина в украинском конфликте с США. И в этом смысле санкции, которыми грозит Запад России за признание выборов в Новороссии, лишь показывают решимость Запада любой ценой дожимать Россию, чтобы заставить ее отступиться от Украины.
Скорее всего, США удастся принудить Евросоюз к ужесточению санкций – и здесь не принципиально, что новые санкции могут быть и вполне символическими, не столь значимыми, как предыдущие. Здесь важен будет сам их факт – как обозначение того, что курс на блокаду продолжается. Каким будет ответ России? Асимметричным – в течение ноября пройдут два саммита (в Китае и Австралии), на которых Владимир Путин и будет делать ответные (в первую очередь непубличные) ходы в большой шахматной геополитической игре, ставкой в которой являются новые правила мирового порядка.