Антиамериканское выступление президента России предсказуемо оказалось одной из главных тем для обсуждения западными СМИ.
Валдайская речь Владимира Путина в Сочи стала одним из его самых важных внешнеполитических заявлений после выступления в Мюнхене в 2007 году, считает обозреватель и редактор Financial Times по Восточной Европе Нил Бакли, принявший участие в заседании Валдайского клуба.
Одна из его самых антиамериканских речей за 15 лет
«Российский президент Владимир Путин в пятницу обвинил США в подрыве мирового порядка, созданного после окончания холодной войны, он предупредил, что без попыток создать новую систему глобального управления мир может быть ввергнут в анархию и хаос», – пишет британский журналист.
«Эта речь стала одним из самых важных внешнеполитических заявлений президента Путина после того, как он удивил Запад в Мюнхене в 2007 году, обвинив США в том, что они преступили все возможные границы и создают новые разделительные линии в Европе», – считает Бакли.
Обозреватель Financial Times полагает, что выступление Путина на заседании клуба «Валдай» в Сочи было «одной из его самых антиамериканских речей за 15 лет в качестве самого влиятельного политика России».
В то же время британский журналист пишет: «Как дал понять Путин, он выступает за то, чтобы США и Россия подвели черту под недавними событиями и совместно с другими ведущими экономическими державами создали новую систему глобального управления в соответствии с концепцией многополярного мира».
«Путин был более чем откровенным»
Журналисты также отметили откровенность, с которой говорил президент, обращаясь к своим коллегам. «Путин был более чем откровенным. Российский лидер огласил длинный список обид и ран, нанесенных США России с конца холодной войны.
Президент призвал к созданию нового мирового порядка и настаивал, что у его страны нет амбиций воссоздать старую советскую империю. И нет сомнения, что в этой речи он дал сигнал родному народу. Тем не менее многие из его замечаний звучали вызывающе, как, например, то, что если США нарушают правила, то почему нельзя России?» – задается вопросом обозреватель Bloomberg Чемпион Марк.
В свою очередь журналист и писатель, член редакции и колумнист газеты The Guardian Шеймас Милн, модерировавший дискуссию с участием президента, заметил:
«Путин обозначил в своем выступлении достаточно ясный выбор: или вырабатывается какой-то новый набор глобальных правил и таким образом (все) пытаются договориться на глобальном уровне, или мы все ввергнемся в анархию, будут появляться все новые конфликты по всему миру.
И он подчеркнул, что это не обязательно будет конфликт больших игроков, а некие косвенные конфликты. Это, на мой взгляд, главное в его выступлении».
По словам Милна, Путин «использовал сильные выражения». «Я думаю, что это, возможно, была наиболее жесткая его речь за долгое время», – сказал он.
При этом, отметил журналист, Путин, «как он это часто делает, выражался двояко». «С одной стороны, он осудил американский интервенционализм, его разрушительное влияние, и при этом подчеркнул, что Россия не считает США угрозой, в отличие от самих американцев, которые так отзываются о России», – подчеркнул Милн.
Анализируют выступление президента России и на Востоке. «Речь Путина побудила многих западных лидеров пересмотреть свой взгляд на президента. Ежегодные встречи Валдайского клуба редко сопровождаются таким открытым, прямым и жестким языком в дискуссиях о российской политике.
Аналитики говорят, что эта встреча стала витриной, отражением политики Кремля», – отмечает китайская газета South China Morning Post.
Зарубежные эксперты упомянули также о том, что Россия готова играть по правилам, если никто не будет нарушать их. «Главный упор президент (России Владимир Путин) сделал на том, что Россия хочет играть по правилам, в то время как другие нарушают эти правила, поэтому мы находимся в той ситуации (с санкциями), в которой оказались сейчас. Но Россия не хочет отворачиваться от Запада», – отметил профессор Школы международной службы Американского университета в Вашингтоне Кит Дарден.
«Не будем отступать от наших принципов»
Западные политики комментировали речь Владимира Путина довольно сдержанно.
Сами США, как заявила представитель Госдепартамента США Джен Псаки, также не ищут конфронтации с Россией, но отступать от своих принципов не собираются. «Соединенные Штаты не ищут конфронтации с Россией, но мы не можем и не будем отступать от наших принципов, на которые опирается безопасность Европы и Северной Америки», – сообщила представитель американского внешнеполитического ведомства.
«Мы уже не раз заявляли, что мы будем тверды в следовании нашим принципам», – отметила Псаки.
Она вновь подчеркнула, что Россия и США могут работать вместе, хотя есть «несогласие по некоторым вопросам».
«Мы фокусируем внимание на продолжении взаимодействия с Россией в областях взаимного интереса», – сказала представитель Госдепартамента.
Мнение Псаки поддержал и представитель НАТО в России, директор информбюро Североатлантического альянса в РФ Роберт Пшель. «Самые крупные страны в мире не заинтересованы в конфликте. НАТО абсолютно не заинтересовано ни в каких конфликтах, ни с Россией, ни вообще. Проблема в том, что Россия перестала себя вести как партнер», – заявил он.
Жесткая риторика Путина, судя по всему, западных партнеров не обидела: от президента России теплых объятий не ждут. Но общий тон комментариев говорит о том, что антироссийская риторика на Западе замешана не столько на страхе, сколько на уважении к Москве.
Выступление президента России в Сочи стало еще одним жестом, благодаря которому это уважение продолжает оставаться доминантой отношения к нашей стране.