В четверг ФМС выдала Эдварду Сноудену документы, подтверждающие предоставление ему временного политического убежища в России сроком на один год.
В связи с тем, что он является самым преследуемым человеком на Земле, он сегодня будет заниматься в том числе и вопросами безопасности
Новость журналистам сообщил представляющий интересы экс-сотрудника ЦРУ в России адвокат Анатолий Кучерена. «Я передал ему документы из ФМС России. Они позволили ему покинуть транзитную зону. Я его проводил до такси, а сам поехал по своим делам», – сообщил Кучерена РИА «Новости».
Позднее стало известно, что решение о предоставлении Сноудену временного убежища принимало одно из территориальных подразделений подмосковного управления ФМС России.
Куда отправился Сноуден из здания аэропорта, где ему пришлось дожидаться получения документов вместо аннулированного США паспорта с 23 июня, неизвестно. Кучерена лишь уточнил, что он уехал в «безопасное место». «В связи с тем, что он является самым преследуемым человеком на Земле, он сегодня будет заниматься в том числе и вопросами безопасности. Вопрос охраны, вопрос проживания – это все остается в его компетенции... Что касается места жительства, то он сам будет его выбирать, он может жить как в гостинице, так и снимать квартиру», – пояснил адвокат.
Кучерена признался, что сам Сноуден не был готов к тому, что он получит документы от ФМС в этот четверг. «Он не был готов к тому, что это произойдет сегодня. Сказать, что он долго собирался, чтобы покинуть транзитную зону, нельзя, у него мало вещей, нам не надо было упаковывать чемоданы», – пояснил он.
По словам адвоката, уже в четверг он свяжется с отцом и американским адвокатом Сноудена, чтобы обсудить вопрос места проживания беженца. «Мы сегодня посоветуемся, я думаю, что у меня через несколько часов будет разговор телефонный с отцом Эдварда, с его адвокатом американским, и мы вместе подумаем. У него появились на территории России друзья-американцы, которые, возможно, на первое время смогут обеспечить его безопасность. Он остается на территории России, дальше – захочет поехать в Европу, Америку – это уже он сам лично будет решать эти вопросы. На сегодняшний день пока таких планов у него нет», – пояснил Кучерена.
Выданный Сноудену документ свидетельствует, что тот может оставаться в России как минимум до 31 июля 2014 года. При этом Сноуден теперь не может быть выдан США даже в случае поступления официального запроса, сообщили в четверг в правоохранительных органах. «Получение временного убежища защищает от депортации Сноудена, так как в соответствии с законом получивший временное убежище не может быть возвращен против его воли на территорию государства, гражданином которого он является, или по месту его постоянного проживания», – пояснили источники ИТАР-ТАСС.
На многое горазд#{image=732081}
Буквально накануне отец Сноудена открыто заявил, что только в России его сын может ощущать себя в полной безопасности. «Я без стыда говорю, я сердечно говорю, что Россия – это самое безопасное место для моего сына. У России есть решительность и возможность защитить моего сына, оградить его от тех, кто хочет причинить ему вред. Если бы я был на его месте, я бы остался в России, и надеюсь, что Россия именно так и поступит», – заявил Лон Сноуден в интервью телеканалу «Россия 24».
По его словам, если сын захочет прожить остаток своей жизни в России, он только поддержит это решение. «Если он будет счастлив в России, я буду счастлив вместе с ним», – пояснил он.
Тем более эксперты полагают, что экс-сотрудник ЦРУ без труда сможет найти себе здесь занятие. «Он зарекомендовал себя всему миру в качестве принципиального борца за фундаментальные ценности: демократию, права человека, свободу слова, защиту частной информации. Так что он сможет продолжить работать в этом направлении где угодно. И в России, и в мире много правозащитных организаций, которые пожелают, чтобы такой человек работал у них», – отметила в разговоре с газетой ВЗГЛЯД генеральный директор Института внешнеполитических исследований и инициатив Вероника Крашенинникова.
По ее мнению, если Сноуден решит остаться в России, репутация страны от этого только выиграет. «Но учитывая все те обстоятельства, что ему пришлось пройти, когда тебя преследует одно из самых влиятельных и крупнейших государств в мире, ему потребуется время, чтобы прийти в себя. Так что сразу на поиски работы он бросаться не будет», – полагает Крашенинникова.
Исполнительный директор ассоциации НКО по защите избирательных прав «Гражданский контроль», директор Центра социально-политических исследований «Аспект» Георгий Федоров в свою очередь отметил, что Сноуден является «прекрасным аналитиком» и мог бы продолжить «двигаться в этом ключе». «Или он мог бы продолжить работу по специальности, устроиться в нашу ФСБ или СВР. Мог бы возглавить какой-нибудь правозащитный гуманитарный фонд, занимался бы правами человека в мире, гуманитарной деятельностью», – предположил Федоров в разговоре с газетой ВЗГЛЯД.
Мог бы найти экс-сотрудник ЦРУ применение своим талантам и других сферах. «Будучи человеком эмоциональным и ярким, он неплохо проявил бы себя как телеведущий какой-нибудь авторской правозащитной программы. Сноуден – публичная общемировая фигура, и на какой бы телеканал он бы ни устроился, рейтинг этого СМИ сразу вырастет. Правда, он не знает русского языка, нашего менталитета, не разбирается в нашем законодательстве, политической жизни, так что нужен телеканал, рассчитанный на англоязычную аудиторию», – полагает Федоров.
С ним согласен член Общественной палаты, президент Фонда исследования проблем демократии Максим Григорьев. «Не исключаю, что Сноуден пойдет в шоу-бизнес. Например, очень даже возможно, что про него снимут кино, где он будет играть самого себя. Кто знает, может, он и в развлекательных передачах решит поучаствовать, хотя это менее вероятно, он ведь серьезный человек. У Сноудена много путей развития, чтобы двигаться дальше», – сказал он газете ВЗГЛЯД.
По словам эксперта, мог бы работать Сноуден и с компьютерными технологиями. «Например, с ним с удовольствием сотрудничали бы компании Касперского. Но в любом случае, что бы он ни выбрал – аналитику, телевидение, правозащитную деятельность или защиту информации, – ему придется исходить из условия, которое поставил перед ним президент Владимир Путин – не работать против США», – напомнил Григорьев.
Позднее стало известно, что основатель социальной сети «ВКонтакте» Павел Дуров уже готов предоставить Сноудену работу. «Сегодня Эдвард Сноуден – человек, разоблачивший преступления американских спецслужб против граждан всего мира – получил временное убежище в России. В такие минуты чувствуешь гордость за нашу страну и сожаление по поводу курса США – страны, предающей принципы, на которых она некогда была построена. Приглашаем Эдварда в Петербург и будем рады, если он решит пополнить звездную команду программистов «ВКонтакте». Ему может быть интересно заниматься защитой личных данных миллионов наших пользователей», – написал он на своей странице в Сети.
Слишком мелкий повод
В Кремле уже выразили уверенность в том, что решение России предоставить временное политическое убежище Сноудену не повлияет на отношения с США. Ранее Вашингтон неоднократно просил Москву выдать беглеца, впрочем, так и не направив российским властям документы с требованием экстрадиции.
«Эта ситуация носит достаточно незначительный характер, чтобы влиять на политические отношения», – выразил в четверг уверенность помощник президента России Юрий Ушаков.
Тем более, как в свою очередь отметил депутат Госдумы, политолог Вячеслав Никонов, изначально было понятно, что Россия не откажет американцу во временном убежище. «Это достаточно предсказуемое решение было. Ясно, что Россия, не потеряв лицо, не могла принять другого решения», – отметил он.
«То, что ему дали убежище – это цивилизованное решение нормальной страны. Я думаю, что год – это тот период, за который он должен понять, что он дальше сам хочет и как он свою жизнь будет строить», – соглашается заместитель секретаря Общественной палаты Михаил Островский.
Наблюдатели также не ждут существенных изменений в двусторонних отношениях после решения Москвы. «Полагаю, что США, явно проигрывая в этой войне нервов, предпочтут, скорее всего, не обострять отношения, а переведут данную проблему в закрытый режим и шаг за шагом попытаются переубедить российское руководство выдать Эдварда Сноудена», – предположил в разговоре с «Интерфаксом» генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.
Схожее мнение высказал замдиректора Центра политической конъюнктуры Алексей Зудин. «Взрыва и разрыва быть не должно, обе стороны предприняли соответствующие шаги к тому, чтобы это не произошло», – отметил он.