В понедельник стали известны новые подробности расследования смерти в 2006 году бывшего офицера ФСБ Александра Литвиненко. Как пишет британская газета Independent, один из главных свидетелей по этому делу согласился дать показания в ходе открытого разбирательства.
Британские борцы с терроризмом считали его настолько ценным свидетелем, что трижды ездили в США
По данным газеты, этот человек – бывший агент российской разведки, живущий в Америке, чье имя не называется. Известно лишь, что в свое время он помог Литвиненко выполнить заказ крупной частной охранной компании Titon International – собрать досье на одного из руководителей «Аэрофлота», связанного с президентом Владимиром Путиным.
«Британские борцы с терроризмом считали его настолько ценным свидетелем, что трижды ездили в США убедить дать показания», – пишет издание, добавляя, что впоследствии Литвиненко поделился полученной информацией с главным подозреваемым – Андреем Луговым, который вывез документы в Россию и передал властям.
Представители следствия отказываются комментировать информацию, заявляя, что «еще рано говорить о том, кто будет вызван в качестве свидетеля в ходе расследования».
«Думаю, Швец и будет свидетелем»
Сам Луговой не исключает, что ключевым свидетелем, о котором говорит Independent, может быть Юрий Швец. «Он не новый, он известный давно свидетель, – сказал Луговой газете ВЗГЛЯД. – Он перебежчик, предатель. Думаю, он и будет всегда свидетелем». При этом Луговой отказался комментировать ту часть публикации в Independent, где упоминается и его имя. По словам Лугового, «здесь темы нет».
Луговой также пока не считает, что пятничное заявление британского коронера Роберта Оуэна означает его косвенную реабилитацию. «Это некорректная интерпретация. Это много где было, и все неправда. Я пока это не комментирую, потому что как раз сейчас занимаюсь переводом заявления».
Бывший майор КГБ Швец под прикрытием корреспондента ИТАР-ТАСС работал в США, но затем разорвал связи с родиной и продолжил работу за океаном уже в качестве консультанта по России. В 2001–2002 годах Швец официально представлял в США следственную комиссию Верховной рады Украины по делу о «пленках Мельниченко», а также подрабатывал в качестве частного детектива. Швеца, как и Литвиненко, многие наблюдатели причисляют к так называемой «группе Березовского».
Ранее уже сообщалось, что Швец якобы называл Скотланд-Ярду имя предполагаемого организатора убийства Литвиненко. «Я хочу дожить до того дня, когда дело об убийстве Саши будет рассматриваться в суде в Лондоне», – заявил он Associated Press еще в 2006 году.
Частный сыск Холмса
Напомним, что после бегства Литвиненко работал у Березовского. Также он принимал участие в работе так называемой Митрохинской комиссии в Италии, созданной партией Сильвио Берлускони для расследования связей политических конкурентов Берлускони с КГБ.
Кроме того, Литвиненко работал на такие британские охранные предприятия, как RISC Management, Erinys International, а также на уже упомянутую Titon International. (Стоит отметить, что в офисах этих трех компаний после его гибели также были обнаружены следы полония-210.) По данным прессы, Titon International представляет из себя охранную и разведывательную фирму, основанную Джоном Холмсом, генерал-майором в отставке, служившим ранее в знаменитом британском спецназе SAS. Холмс также возглавляет Erinys International – охранную компанию, получившую ряд выгодных контрактов в послевоенном Ираке (а теперь и в Ливии).
В 2006 году неизвестный британский авиапромышленник нанял компанию для сбора сведений о российских бизнесменах. Компания передала заказ Литвиненко, который, в свою очередь, перепоручил задачу Луговому и Швецу.
Предположительно, справка готовилась на Виктора Иванова, ныне главу ФСКН, а тогда – высокопоставленного кремлевского чиновника, который в качестве представителя государства возглавлял ранее советы директоров крупных компаний с госучастием, в том числе «Аэрофлота».
Впрочем, не исключено, что новым ключевым свидетелем станет вовсе не Швец, а Евгений Лимарев, также входивший в ближний круг Березовского. Лимарев, предположительно, тоже работал в Первом главном управлении КГБ СССР – переводчиком и преподавателем в учебном центре. Он считался одним из информаторов Литвиненко. Чем он занимается ныне, неизвестно.
К изумлению вдовы
Как писала газета ВЗГЛЯД, в конце прошлой недели судья-коронер Роберт Оуэн, расследующий гибель Литвиненко, объявил о том, что версия о причастности России к этому громкому преступлению отныне не рассматривается. Такое решение он принял «по соображениям национальной безопасности» в ответ на обращение главы британского МИДа Уильяма Хейга. Министр попросил засекретить часть материалов, чтобы избежать ущерба для национальной безопасности.
Коронер признался, что запрет мешает ему провести «полное, честное и беспристрастное расследование обстоятельств смерти Литвиненко», поэтому он решил вовсе не рассматривать ряд аспектов дела, нежели делать это на основе неполных данных.
Причем коронер сделал важную оговорку. Он предложил правительству в таком случае самому провести секретное расследование версии о причастности России к смерти Литвиненко.
Представляющий интересы вдовы Литвиненко Марины адвокат Бен Эммерсон обвинил российские и британские власти в сговоре и попытке замять дело как мешающее развитию двусторонних отношений. По сообщению ВВС, сама вдова заявила, что глубоко удивлена решением коронера.
Ранее в Лондоне заявляли о подозрениях о том, что убийство по заданию российских властей совершил другой бывший офицер ФСБ, ныне депутат Госдумы Андрей Луговой, которому на процессе был предоставлен статус заинтересованной стороны. Два месяца назад Луговой, правда, заявил о выходе из процесса. При этом он подтвердил, что из полученного от полиции досье стало понятно, что Литвиненко был действующим британским агентом, а также сотрудничал со спецслужбами Испании в операциях против воров в законе из бывшего СССР.
Напомним, близкий Борису Березовскому экс-чекист Александр Литвиненко, сбежавший в Великобританию, скончался в Лондоне 23 ноября 2006 года. Британская полиция утверждала, что Литвиненко умер в результате отравления радиоактивным полонием-210, и подозревала в совершении этого преступления не только Лугового, но и Дмитрия Ковтуна, с которыми Литвиненко встречался накануне гибели.