Директор Московского бюро по правам человека Александр Брод заявил во вторник, что правозащитники, не прошедшие в круг кандидатов в президентский Совет по правам человека (СПЧ), инициируют создание новой правозащитной организации как некой альтернативы.
Правозащита – это неполитический институт, который не может находиться в состоянии конфронтации с государством
Напомним, с 1 сентября на сайте СПЧ начались общественные интернет-консультации по кандидатурам в новый состав органа. Из 190 анкет-заявок рабочая группа отобрала 86, они и были допущены до интернет-обсуждения. Фамилии Брода в этом списке не оказалось, и он в знак протеста объявил голодовку.
«Мы решили создать Всероссийский общественный совет по развитию гражданского общества и правам человека, чтобы объединить всех, кто хочет работать на благо россиян, защищать их права, которые повсеместно нарушаются», – сказал Брод.
Идею Брода поддержали зампред президиума международного правозащитного движения «Мир без нацизма» Валерий Энгель, глава общественной организации «Офицеры России» Антон Цветков, адвокат Владимир Жеребенков, сопредседатель ассоциации по защите избирательных прав «Гражданский контроль» Владимир Коптев-Дворников, руководитель юридического направления Федерации автовладельцев России Юрий Шулипа.
«Мы не гонимся за корочками, за каким-то особым статусом. Мы рассматривали эту площадку (СПЧ) как возможность диалога с властью, обозначения перед властью острых проблем, которые волнуют общество», – пояснил Брод, добавив, что процедура отбора в СПЧ прошла нечестно и доверять Совету он не может.
Он подчеркнул, что «абсолютно непонятны критерии отбора» в СПЧ. «Мы запрашиваем у Совета официально заверенный документ, где эти критерии обозначены, если они есть. Мы хотим запросить полный список отвергнутых кандидатов и начать с ними взаимодействие», – отметил Брод.
Правозащитник сообщил, что вместе со своими сторонниками намерен собирать претензии тех, чьи кандидатуры были отклонены: «Настала пора обратиться и в администрацию президента, и в Госдуму, и, может быть, к генеральному прокурору, и даже к самому президенту с вопросом: доколе, что происходит в самом Совете по правам человека».
Что касается голодовки, то Брод пообещал продолжить ее до тех пор, пока не увидит, что «председатель Совета и большинство его членов готовы вступить в диалог». Пока они либо отшучиваются, либо просто оскорбляют меня и моих коллег», – сказал он.
В понедельник Брод отправил обращение Федотову, в котором отмечал, что принципы отбора кандидатур для общественных интернет-консультаций, состав рабочей группы и объективность ее оценок вызывают у него серьезные сомнения. Он потребовал «незамедлительно отменить результаты решений рабочей группы, провести отбор кандидатур заново, открыто, объективно, с участием всех действующих членов Совета, независимых экспертов, руководствуясь прозрачными критериями отбора, а не вкусовщиной и кампанейщиной».
Федотов в свою очередь исключил возможность изменения, мотивируя тем, что по списку кандидатов уже начались интернет-консультации. Отсутствие в списке Брода Федотов объяснил недостатком опыта правозащитника в заявленной номинации. Однако сам Брод заявил, что приложил к анкете документы, которые свидетельствуют о его десятилетнем опыте работы в сфере миграционной политики и защиты прав мигрантов.