Из-за тесноты в зале Печерского суда – пришло много журналистов, дипломатов, депутатов – очень тяжело было разобрать слова судьи Анны Медушевской, которая полтора часа читала вердикт. Луценко ее вообще не слушал, все это время он использовал для того, чтобы пообщаться с депутатами и адвокатами, а также с женой Ириной, которую соратники осужденного включили в проходную часть избирательного списка объединенной оппозиции «Батькивщина».
Сегодняшний приговор – это приговор всей системе. Я обещаю вам, что, несмотря на приговор и то, что меня в ближайшее время отправят в колонию, я буду делать все от меня зависящее, чтобы избавить вас от мафии
К слову, на заседании суда от объединенной оппозиции присутствовали лишь четыре депутата – и те не из числа лидеров. Позже правая рука Тимошенко Александр Турчинов все-таки приехал на заседание.
Луценко, который обычно в традиционном для него шутовском ключе комментировал происходящее на заседаниях, обзывал судей и поддевал прокуроров, на последнем для него суде был молчалив и сосредоточен.
«Обидно, что в стране такое кривосудие, – лишь констатировал он. – Украина абсолютно лишена возможности защиты простых и непростых людей. Сегодняшний приговор – это приговор всей системе. Я обещаю вам, что, несмотря на приговор и то, что меня в ближайшее время отправят в колонию, я буду делать все от меня зависящее, чтобы избавить вас от мафии».
Преступление без потерпевшего
Напомним, Луценко, а также бывших сотрудников департамента уголовного розыска МВД Владимира Тарасенко и Олега Павленова обвиняли в том, что в рамках расследования дела об отравлении Виктора Ющенко они якобы незаконно продлили до 18 месяцев оперативно-розыскное дело относительно Валентина Давиденко, бывшего водителя экс-заместителя главы СБУ Владимира Сацюка.
Согласно обвинительному заключению, открытие этого оперативно-розыскного дела позволяло следить за Давиденко, прослушивать его телефонные разговоры, что причинило существенный вред правам, свободам и интересам Давиденко.
В июле Генпрокуратура переквалифицировала Луценко, а также Тарасенко и Павленову обвинение со злоупотребления служебным положением (ст. 364 Уголовного кодекса) на служебную халатность (ч. 1 ст. 367 УК). Парадокс в том, что сам Давиденко неоднократно заявлял, что не считает себя потерпевшим.
Судья практически полностью удовлетворила требование прокуратуры, которая просила суд назначить экс-министру МВД наказание в виде 2,5 лет ограничения свободы с лишением права на три года занимать определенные должности. Другим обвиняемым: Владимиру Тарасенко и Олегу Павленову – гособвинение просило назначить такое же наказание, но только условно. В итоге двум другим подсудимым присудили выплату штрафа в 500 необлагаемых налогом минимумов доходов граждан, что составляет 8,5 тыс. гривен (чуть больше 1 тыс. долларов США) с запретом занимать организационно-распорядительные должности на протяжении трех лет...
«Вставай, страна огромная!»
Напоследок Луценко обратился ко всем в зале суда со словами, что он не прощается, а говорит: «До свидания!» В это время толпа под судом скандировала: «Позор! Позор!» А один из сторонников создавал им музыкальный фон, играя на трубе мотив песни «Вставай, страна огромная!».
Защита экс-министра обещает подать апелляцию на решение Печерского райсуда. Директор Института глобальных стратегий Вадим Карасев считает второй приговор таким же несправедливым, как и первый.
«Поэтому с точки зрения будущего непонятно, кто выиграл и кто осужден. Возможно, Луценко в итоге выйдет из тюрьмы героем в этой битве против несправедливости», – подчеркнул он в интервью газете ВЗГЛЯД.
«Сенсаций не произошло. В очередной раз мы увидели, что судебная машина работает в тесной связи с прокуратурой, что самый влиятельный на сегодня институт – это прокуратура. Само это дело было ошибкой. Оно ничего не дает в плане дискредитации Луценко. С другой стороны, мелочность обвинений, которые в ходе суда, по большому счету, не подтвердились, работает не на пользу власти в целом. Скорее это удовлетворение каких-то отдельных интересов каких-то персоналий во власти или в прокуратуре», – заметил председатель правления Центра прикладных политических исследований Владимир Фесенко.
Политолог не исключил, что дело стало побочным следствием попытки дискредитировать бывшего президента Виктора Ющенко. «Тут дело не только в Луценко. Сначала явно просматривался подкоп под дело об отравлении Ющенко. Это подтверждали и выступления некоторых свидетелей. Но потом все переиграли, и получилось то, что получилось», – не без иронии отметил эксперт.
«Все готово в чехлах»
Как писала газета ВЗГЛЯД, в конце февраля Луценко уже был осужден на 4,5 года за превышение служебных полномочий и растрату. И теперь меньшее наказание будет поглощено большим, вынесенным ранее, поэтому общий срок для Луценко не изменится.
#{ussr}Супруга осужденного Ирина Луценко заявила, что другого приговора она и не ожидала. Сразу после приговора, как она ожидает, мужа отправят в колонию: «Его отправят в Менскую колонию Черниговской области. Мы готовы. Сумки собраны. Это не будет для нас неожиданностью. Я думаю, там тоже есть нормальные люди и нормальные милиционеры». Ранее Луценко находился только в киевском СИЗО.
Менская исправительная колония № 91 расположена на окраине поселка Макошино (Черниговская область). Сам поселок, как сообщает о нем украинская печать, известен как унылое место с разрушенными домами и безработными селянами. Серую стену тюрьмы украшает надпись метровыми буквами в стиле соцреализма: «Осужденный, помни! Лица, отбывающие наказание, должны неукоснительно соблюдать требования закона».
На «красной зоне»
В колонии сидят бывшие сотрудники силовых ведомств, которые изолированы таким образом от обычных уголовников (такие колонии обычно именуются «красными зонами»). Примерный состав осужденных там такой: МВД – 61%, тюремный департамент – 13%, внутренние войска – 11%, СБУ – 1,3%, налоговики – 1,1%, пограничники – 0,9%, судьи – 0,6%, МЧС – 0,4%. Они шьют робы, делают мебель, чинят машины.
Луценко, скорее всего, попадет в корпус, где отбывают наказание осужденные милиционеры. Вот только какие отношения сложатся у Юрия Витальевича с ними, сказать сложно, памятуя его скандальную деятельность на посту главы МВД Украины, дебош в аэропорту Франкфурта, драки с мэром Киева и многое другое, за что он получил прозвище Терминатор.
Выйти из тюрьмы Луценко должен 12 декабря 2014 года. А в 2015 году состоятся очередные выборы президента Украины.
«Вполне возможно, что за три года у гонимого экс-министра вновь появится свой электорат, потому что в нашей стране к лидеру оппозиции, который сидит в тюрьме, обычно относятся хорошо. В свою очередь те, кто сейчас так хочет стать президентом, прежде всего это лидер «Фронта перемен» и первый номер в списке объединенной оппозиции Арсений Яценюк, к этому времени уже сильно разочаруют население», – считает политолог Виктор Небоженко.
«Если народ будет выбирать между Луценко и Яценюком, я думаю, что шансов будет больше у Луценко. Однако следует при этом помнить, что для того, чтобы баллотироваться, судимости должны быть погашены», – подытожил Небоженко.
С коллегой согласен политолог Вадим Карасев, который считает, что у нынешней власти нет будущего, в отличие от политических узников – Тимошенко и Луценко: «Чем слабее власть Януковича, тем сильнее будут просвечиваться перспективы Тимошенко и Луценко».
«Юрий Витальевич – достаточно молодой человек. Если он выйдет на свободу, то вернется в политику. Ведь он с молодых лет в политическом процессе, давно заражен политикой. Он вряд ли станет самостоятельным лидером, свой шанс в 2007 году он бездарно растратил. Но Луценко умеет работать в команде. В какую политику и в какую команду он вернется? Это уже другой вопрос», – полагает Фесенко.