В пятницу председатель Центризбиркома Владимир Чуров выступил с обстоятельным отчетом по поводу ситуации в Астрахани, где бывший кандидат в мэры Олег Шеин оспаривает итоги голосования.
Мы не видели ни одного факта установленного фальсификаций, то есть вброса бюллетеней, перекладывания бюллетеней из одной пачки в другую и т.д.
«Не видели ни одного факта фальсификаций»
Чуров начал со слов о том, что ЦИК будет комментировать лишь процедурные моменты. «Поскольку вопрос об Астрахани наконец-то, слава Богу, перенесен спустя полтора практически месяца в судебные инстанции, мы комментируем исключительно организационно-методические уроки, которые нам необходимо извлечь из просмотренных видеозаписей. Это наша железобетонная позиция, мы никоим образом не хотим повлиять на решение суда», – сказал Чуров.
Он подчеркнул, что «именно суд должен оценить, повлияли ли выявленные нарушения на волеизъявление граждан». «Это их задача сейчас, и мы рекомендовали обращение в суд более месяца назад», – напомнил он.
Чуров сообщил, что представители ЦИК не обнаружили на видеозаписях с избирательных участков Астрахани фактов фальсификаций, но, в то же время, только на 74 участках из 202 не было выявлено никаких нарушений.
«Я бы хотел еще раз подчеркнуть, что мы не видели ни одного факта установленного фальсификаций, то есть вброса бюллетеней, перекладывания бюллетеней из одной пачки в другую и т.д.», – заявил Чуров, добавив, что, «насколько мне известно, и заявители об этом же говорят, они говорят о нарушениях процедуры подсчета голосов».
Чуров сообщил, что на большинстве видео ЦИК убедился в том, что отметки на бюллетенях возле фамилий кандидатов демонстрировались наблюдателям, но не в вертикальном положении, а в горизонтальном. «И на большинстве участков они оглашались», – подчеркнул Чуров.
Список Шеина
Напомним, ранее участники голодовки в Астрахани заявляли о том, что на ряде участков члены избирательных комиссий не показывали наблюдателям при подсчете голосов бюллетени с отметками. Просмотр видеороликов начался в понедельник в восемь вечера с участием Чурова, Олега Шеина, лидера «Справедливой России» Сергея Миронова и первого зампредседателя думского комитета по конституционному законодательству и государственному строительству, члена парламентской рабочей группы по Астрахани, единоросса Вячеслава Лысакова. Просмотр велся до шести утра. Затем Шеин отбыл обратно в Астрахань, и ролики продолжили изучать без его участия. Всего было проанализировано 5 тысяч часов записей.
Приводя конкретные примеры нарушений, глава ЦИК продемонстрировал несколько эпизодов. «Вот происходит удаление с участка с применением мягкой силы», – пояснял он видеоряд, на котором два представителя полиции под руки выволакивали из школьного спортзала наблюдателя.
На другом видео женщина в сером свитере попыталась «провокационно» достать из-под одежды массивную пачку похожих на бюллетени документов. «Ее же задержат?» – уточнил у коллег глава ЦИК. Женщину задержали и удалили с участка.
Следующий ролик сначала ввел в заблуждение не только самого Чурова, но и Сергея Миронова. Им показалось, что во время подсчета голосов на участке появился посторонний, как сообщалось в заявлении о нарушении, – представитель администрации. Но в итоге оказалось, что это председатель участковой избирательной комиссии, который вышел в другое помещение за курткой. В кожанке на плечах он смотрелся в кадре тем самым «посторонним представителем администрации».
Массовые акции в Астрахани Чуров назвал «политическим действием», которые не имеют никакого отношения к избирательному процессу. «Количество недовольных всегда достаточно велико. Я много раз объяснял, что выборы по определению не могут быть справедливыми: проигравшая сторона никогда не признает, хотя бы в душе, их справедливыми, – отметил глава ЦИК. – Что касается массовых акций, то это политика, не имеющая ни малейшего отношения к избирательной системе и выборам».
Глава Центризбиркома добавил, что проверки заявлений о нарушениях и обращения в суды проходят в установленном порядке, и они бы производились «в тот же период и сроки независимо от политических акций». Чуров сообщил, что член ЦИК Леонид Ивлев возглавит работу по контролю за выборами мэров городов. «Раньше такого направления не было», – отметил глава ЦИК.
По его данным, сейчас судами оштрафовано более десяти председателей участковых комиссий в Астрахани.
Комментируя голодовку Шеина, которая продолжается с 16 марта, Чуров признался, что давно знаком с политиком и предлагал ему прекратить «бессмысленную и бесполезную» голодовку. Он назвал ее «политической акцией», которая «к выборам отношения не имеет». «Смущает то, что постоянно ему зачем-то нужны вот эти мелкие передержки, передергивания по самым пустяковым вещам, типа несуществующего участка или того, что я направил письмо в суд. Это все выдумки», – сказал он.
«Это повышает наши шансы»
#{interviewpolit}Сам Шеин, комментируя слова Чурова, заявил BBC, что «впервые Центральная избирательная комиссия признала, что выборы в одном из крупнейших городов России прошли не чисто». «Это повышает наши шансы: по Астрахани возникают серьезные возможности для отмены результатов выборов мэра по суду», – надеется эсер.
В своем блоге он выразил уверенность, что его шансы на успех в российском суде существенно повысились. «Теперь я уверен, что суд примет решение об отмене выборов в Астрахани. Причем я убежден, что это будет российский суд, а не ЕСПЧ», – написал он.
В пятницу Кировский районный суд Астрахани назначил первое судебное заседание, на котором будет рассмотрен иск Шеина об отмене результатов выборов градоначальника, на 26 апреля. Представитель ответчика по исковому заявлению – городская избирательная комиссия Астрахани – выступил с ходатайством затребовать у Минкомсвязи повторно видеозаписи с избирательных участков. Суд ходатайство удовлетворил.
В пятницу Шеина, по сути, поддержал уполномоченный по правам человека Владимир Лукин, который после просмотра видеозаписей заявил, что «во время выборов были допущены серьезные нарушения». «Эти нарушения нужно расследовать через суд. Если будет нужно, то вы (участники голодовки) можете обратиться в Европейский суд по правам человека», – сообщил Лукин «Интерфаксу».
«Он знает свое дело»
В свою очередь Вячеслав Лысаков согласился со словами Чурова о том, что фальсификаций на выборах не было. «Мы внимательно смотрели эти видеофрагменты. Отматывали их назад. Но есть субъективное отношение у меня, у Миронова и у Шеина. Заключение Чурова из всех нас – самое профессиональное и объективное. Он знает свое дело. Более того, это было его предложение – смотреть эти видеофрагменты», – сказал Лысаков газете ВЗГЛЯД.
Лысаков отметил, что Чуров предлагал просмотреть все видеофайлы, «надеясь, что Шеин прекратит свою так называемую голодовку». «Подчеркиваю, что так называемую. Чем дольше она длится, тем больше сомнений у людей в том, что это действительно чистая голодовка, а не ее имитация. Та же скорая помощь была вызвана не потому, что Шеину стало плохо, о чем писали многие СМИ, а бригада там дежурила на всякий случай, потому что мы понимали, что человек голодает, и даже если ночью он там подъедает, то, судя по его виду, он 10 кило потерял, ну, вдруг человеку будет плохо...» – рассказал Лысаков.
По словам Лысакова, Шеин «не может держать удар и признать свое поражение». «Он человек честолюбивый, с болезненным самолюбием. Но даже его пока еще короткая биография говорит о том, что он как таковой работой серьезной не занимался. Он всю жизнь занимается политической борьбой. Профессиональный революционер. Фанатизм, с которым он все время пытается доказать массовые фальсификации, и сбивание своих сторонников в группу единомышленников напоминает деятельность секты», – считает депутат.
«Не должны жить по понятиям»
Руководитель Центра изучения элит в Институте социологии РАН Ольга Крыштановская считает, что оппозиция планомерно и длительно предпринимала шаги, чтобы «дискредитировать нашу избирательную систему». «В целом получилось так, что, что бы ни говорил Чуров, оппозиция ему не поверит. Как бы ни проводились выборы, оппозиция скажет, что они нечестные. Такое априорное отрицание выборов может привести к тяжелым последствиям для нашего государства в целом», – сказала Крыштановская газете ВЗГЛЯД.
По ее словам, легальная система испытывает кризис, потому что законы и нормативные акты «имеют большие дырки». «У населения нет доверия к выборам, но нам надо это преодолевать любым путем. Иначе ни о каком правовом государстве не будет идти речи и так и будем каждые выборы обливать грязью», – сказала она.
«Большинство голосовало за Столярова»
Председатель Общественной палаты Астраханской области Виталий Аракелян указал, что большинство жителей города «действительно голосовало за Столярова». «Причем голосовали как за профессионала, за человека, которому доверили будущее города Астрахань. Просто политику не с руки и не к месту заниматься этими проблемами. Город очень сложный, большой. У него трудная судьба. В этих условиях надо, чтобы им занимался человек, который смыслит в этом», – сказал Аракелян газете ВЗГЛЯД.
Аракелян уверен, что Шеин должен прекратить голодовку, потому что это «не метод выяснения отношений». «Надо кончать все эти протестные действия. Надо больше думать о завтрашнем дне городе. Озеленять надо, чистоту и порядок наводить. Проблем в городе много», – указал Аракелян.
Он также отметил, что горожане устали от митингов. «Большинство населения не видят основания для этого. Астраханцы сейчас хотят спокойной и нормальной жизни», – заверил Аракелян.
Лысаков тоже добавляет, что в Астрахани обстановка уже спокойная. По его словам, «люди крайне были недовольны политическим десантом, который туда высадился». «Ксения Собчак у нас теперь главный представитель гражданского общества и великий правозащитник. Ну, смеху подобно», – считает Лысаков.
Депутат указал, что в городе «все спокойно, и никто ничего не требует». «Выборы прошли. Никаких волнений нет. Это только Шеин требует перевыборов и его последователи и партия «Справедливая Россия», которая тем самым пытается привлечь внимание и исчезнувший практически интерес к себе... Эта партия пытается сейчас, разыгрывая карту Шеина, привлечь к себе внимание и заработать политические очки. А то, что делает Шеин, – политический шантаж, и не более того», – уверен Лысаков.