Со времени трагедии под Смоленском, которая унесла жизни президента Польши и десятков высокопоставленных людей государства, прошло почти два года. Но до сих пор точка в расследовании не поставлена, появляются все новые подробности случившегося.
Руководители минобороны и ВВС не следили за дисциплиной, подготовкой летчиков и состоянием техники в ныне распущенном 36-м полку, который отвечал за перевозку высших лиц Польши
Так, в 70-страничном докладе Верховной контрольной палаты (ВКП) Польши, представленном в пятницу в польский Сейм, говорится о том, что самолет президента страны, разбившийся под Смоленском, вообще не имел права на вылет, так как аэропорт Смоленск-Северный не входил в польский реестр действующих аэродромов, сообщает РИА «Новости».
Авторы доклада проанализировали действия при организации полетов высших лиц государства в 2005–2010 годах различных ведомств: от министерства обороны до Бюро охраны правительства. По мнению докладчиков, если бы все процедуры были соблюдены, президента в роковой день доставили бы в Смоленск из ближайшего крупного аэропорта вертолетом после необходимой проверки состояния Смоленска-Северного.
Главный вывод экспертов заключается в том, что госорганы, ответственные за полеты руководства страны, не координировали свои действия – во взаимодействии ведомств царила неразбериха. Все проверенные органы по итогам анализа получили неудовлетворительную оценку.
МИД Польши, например, не контролировал получение дипломатических разрешений на перелеты над территорией зарубежных государств польских правительственных самолетов, не следил за организацией предшествующих таким полетам координационных встреч и проверок, говорится в докладе.
Руководители минобороны и ВВС не следили за дисциплиной, подготовкой летчиков и состоянием техники в ныне распущенном 36-м полку, который отвечал за перевозку высших лиц Польши. Как выяснила проверка, программа подготовки пилотов полка была составлена еще в начале 1970-х годов и устарела, а новая программа подготовки пилотов для самолетов Ту-154 и Як-40 была принята лишь в 2011 году, когда их собрались уже списывать.
Руководители Бюро охраны правительства (БОП) не анализировали угрозы для руководства страны во время заграничных поездок, не составляли планы обеспечения их безопасности, отсутствовала система контроля подготовки визитов, считают эксперты контрольной палаты.
Кроме того, ответственность за неразбериху в рядах БОП при организации полетов высших лиц польского государства, по мнению авторов доклада, лежит на руководстве министерства внутренних дел страны.
Теперь доклад ВКП должны обсудить депутаты польского Сейма.
Расследование обстоятельств трагедии под Смоленском продолжается.
В феврале окружная военная прокуратура Варшавы передала российской стороне новые данные о расшифровке переговоров в кабине пилотов президентского Ту-154. Экспертам удалось расшифровать ряд фрагментов, которые не удалось расшифровать ранее. Причем в этот раз специалисты не услышали голоса главкома ВВС Анджея Бласика. Таким образом, были поставлены под сомнение факт его присутствия в кабине пилотов, а также тезис следствия о том, что главком оказывал давление на экипаж, заставляя его сажать самолет, несмотря на густой туман. Еще авторы новой экспертизы пришли к выводу, что ряд посторонних голосов в кабине пилотов мог доноситься через двери.
Тогда же польская прокуратура предъявила обвинение замруководителя Бюро охраны правительства Павлу Белавному в халатности при подготовке рокового визита президента Польши в Смоленск и во внесении ложных записей в официальные документы. Кроме того, Белавный был уволен. Сам фигурант все обвинения отверг, но при этом отказался давать какие-либо показания.
В январе стало известно, что сотрудник военной прокуратуры Польши, занимавшийся расследованием крушения Ту-154, полковник Миколай Пшибыл попытался совершить самоубийство. Свой поступок военный объяснил тем, что «был вовлечен в расследование о коррупции в высших эшелонах польской армии и чувствовал, что его жизни грозит опасность». В частности, кто-то проколол колеса в его машине в попытке убить водителя, кто-то убил его собаку.
Первые обвинения по делу о катастрофе под Смоленском были предъявлены в августе 2011 года. Обвиняемыми стали два офицера 36-го авиационного спецполка ВВС Польши. В прокуратуре считают, что именно они допустили нарушения в подготовке экипажа самолета, что и привело к трагедии. Обвиняемые вины за собой не признали и на вопросы отвечать отказались.
Ранее, в июле 2011 года, Польша обнародовала «окончательный доклад» о причинах трагедии. Поляки признали за собой вину в крушении президентского борта, в докладе говорилось о непрофессионализме польских летчиков и допущенных ими ошибках, в частности о запоздавшем принятии решения об уходе на второй круг. В то же время упоминалось и об ответственности российской стороны. Диспетчеры смоленского аэропорта, согласно этим данным, передавали польскому экипажу информацию о правильном положении самолета, что «могло укреплять экипаж во мнении о корректном выполнении захода на посадку», а также не информировали экипаж о снижении ниже положенного и т. д.
Характеризуя аэродром Северный, польская сторона указывала, что состояние его светосигнальной системы не соответствовало техническим требованиям, а в целом аэродром не был готов к приему воздушных судов и не обеспечивал должную безопасность при выполнении воздушных операций.
Помимо этого, согласно докладу, крушению способствовали психологическая нагрузка на командира воздушного судна со стороны экипажа, работа которого была хаотичной, к тому же ей «мешали появляющиеся в кабине третьи лица».
Согласно выводам российской стороны, а именно Межгосударственного авиационного комитета, причиной крушения стало решение экипажа не уходить на запасной аэродром, а системными причинами – недостатки в обеспечении полета и подготовке экипажа.
С выводами МАК категорически не согласился брат-близнец погибшего польского президента Ярослав Качиньский, заявивший, что российская сторона была обязана запретить борту № 1 совершать посадку в аэропорту Северный.
В России неоднократно отвечали на это обвинение, заявляя о том, что решение о посадке могли принять только пилоты польского правительственного самолета.
Критика со стороны Качиньского в адрес России звучала на протяжении всего хода расследования. По мнению брата-близнеца погибшего президента, Москва сфальсифицировала итоги расследования, скрыв от Польши истинные причины трагедии. Искать справедливости политик пытался даже в США. А позже Ярослав Качиньский пытался обвинить Москву даже в подмене тела погибшего брата.
Напомним, польский Ту-154 разбился 10 апреля 2010 года под Смоленском при заходе на посадку. Погибли 96 человек: восемь членов экипажа и 88 пассажиров, в том числе президент Лех Качиньский, его супруга и часть руководства Польши. Эта трагедия стала одной из самых масштабных в истории современной Польши.