Президент Александр Лукашенко высказал свою позицию по казни Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева, осужденных ранее по делу о взрыве в белорусском метро.
Но больше всего я сопереживал родителям этих людей, которым я помочь не могу
Говоря об отсрочке смертной казни, Лукашенко заявил, что Евросоюз никогда не просил повременить с исполнением этого приговора и не предлагал Минску дипломатических уступок.
«Но даже если бы мне предложили, было бы так, как сегодня есть, потому что это совершенно несопоставимая проблема и вопросы», – пояснил он в эксклюзивном интервью телеканалу Russia Today, добавив, что политические уступки потребовали бы политических шагов навстречу, что являлось бы «чистой уголовщиной, прощения которой нет».
При этом сам судебный процесс по взрывам в Минске и Витебске президент Белоруссии назвал «абсолютно прозрачным от начала до конца». «У сотрудников ФСБ России, израильского Моссада и Интерпола, которые принимали участие на всех этапах следствия, у них ни на одном этапе не возникло никаких вопросов и сомнений», – добавил президент.
#{image=611398}По его словам, «все процедуры по закону были соблюдены». «Процесс шел открыто. Выходите и говорите. Если у матери были какие-то сомнения или подозрения, я на этом тоже настаивал: любой сигнал должен быть проверен. Так и было», – сказал Лукашенко, добавив, что он сомневался в раскрытии терактов и что фальсификация расследования была бы ему невыгодна.
Более того, вынесение приговора, по признанию Лукашенко, стало «очередной трагедией» в его жизни. «Но больше всего я сопереживал родителям этих людей, которым я помочь не могу. Увы», – сказал он.
«Я уже говорил как-то публично, что для меня самое сложное – подписать соответствующий указ о непомиловании. Помиловал же я за весь период, по-моему, только одного человека», – заключил Лукашенко.
Примечательно, что накануне белорусские СМИ сообщили о куда более обширном списке помилованных Лукашенко. В частности, БелаПАН со ссылкой на МВД сообщило, что с 1998 года президент отменил смертный приговор 156 осужденным, заменив его на пожизненное заключение. В то же время, если верить тем же данным министерства, всего смертных приговоров в республике было вынесено значительно меньше, чем помилований по ним же – лишь 102.
Напомним, 17 марта государственное телевидение Белоруссии сообщило, что смертные приговоры в отношении Дмитрия Коновалова и Владислава Ковалева, осужденных за теракты в Минске и Витебске, приведены в исполнение.
Ковалев и Коновалов были признаны виновными в совершении терактов, произошедших в Минске 3 июля 2008 года и 11 апреля 2011 года, а также в Витебске в 2005 году. Ковалев своей вины не признал и подал на имя президента прошение о помиловании. Коновалов прошения о помиловании не подавал, признав вину в терактах 2008 и 2011 годов.
Запад отреагировал на известие резкой критикой и потребовал от Белоруссии запретить смертную казнь. «Высокий представитель по иностранным делам и политике безопасности призывает Белоруссию, единственную страну в Европе, которая применяет смертную казнь, присоединиться к глобальному мораторию на смертную казнь в качестве первого шага к ее полной отмене», – приводило РИА «Новости» заявление главы дипломатии Евросоюза Кэтрин Эштон.
Вместе с тем Европа воспользовалась произошедшим для новых упреков в адрес Москвы. В частности, как заявил во вторник докладчик Европарламента по России, глава фракции «Прогрессивный альянс социалистов и демократов» Ханнес Свобода, ЕС сожалеет о том, что Россия не может достаточным образом повлиять на президента Лукашенко.
Произошедшее в Минске лишь укрепило ЕС в мысли о том, что вернуть Белоруссию на путь демократии можно лишь с помощью санкций. Главы МИД ЕС приступят к их обсуждению уже в этот четверг и пятницу, передает AFP со ссылкой на неназванного высокопоставленного представителя ЕС.
В белорусский «черный список» главы МИД ЕС намерены дополнительно внести около 10 человек и 29 организаций. В настоящее время в список входят уже 227 человек, которым запрещен въезд в ЕС.
Ранее ЕС уже неоднократно критиковал ущемление демократических норм в Белоруссии и последовательно вводил против Минска все новые санкции. Позиция Москвы при этом заключается в том, что подобные меры неконструктивны и будут иметь негативные последствия в первую очередь для простых граждан.
При этом в Европе частично соглашались с тем, что предпринимаемые в отношении Белоруссии меры неэффективны. Так, в начале года глава Европарламента Ежи Бузек открыто заявил о провале европейской политики в отношении этой республики, заявив, в частности, что ситуация с соблюдением прав человека в Белоруссии лишь ухудшается и повлиять на Минск Европа не в силах.