Авторы законопроекта – вице-спикер Совета Федерации Ильяс Умаханов, сенаторы Владимир Джабаров и Вячеслав Фетисов – предложили предоставлять соотечественникам гражданство по упрощенной процедуре, не учитывая, в том числе, 5-летний срок проживания на территории России, наличие законного источника средств к существованию, степень владения русским языком. Такие требования, напомним, выдвигает действующий закон о гражданстве.
Для этих людей важна уверенность в том, что «двери Отечества» всегда открыты для них и не будут перегорожены «бюрократическими цепями
Сенаторы, по сути, предлагают российский паспорт всем иностранцам, которые подходят под понятие «соотечественника» – так, как оно сформулировано в законе «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом».
К соотечественникам, согласно данному закону, относятся «лица и их потомки, проживающие за пределами территории РФ и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории РФ, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с РФ лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории РФ».
В том числе лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства, выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и РФ, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.
Проект был внесен в Госдуму 18 сентября, 12 октября одобрен профильным комитетом и теперь готовится к рассмотрению на пленарном заседании всей нижней палаты.
Поправки по-прежнему активно обсуждаются в Рунете, причем вокруг них возникло много кривотолков. На некоторых интернет-ресурсах закон трех сенаторов перепутали сразу с двумя аналогичными инициативами – проектом сенатора Михаила Капуры и внесенным еще год назад проектом депутата Госдумы Константина Затулина. Другие сайты даже успели сообщить, что поправки будто бы уже были подписаны президентом и вступили в силу.
«Один из самых негативных сценариев – Косово»
Поправки вызвали ссору либералов и националистов на заседании КС радикальной оппозиции. Как сообщил ИТАР-ТАСС, заседавший в субботу Координационный совет оппозиции (КСО) большинством голосов отклонил предложенные националистами проекты резолюции и обращения к гражданам, в которых осуждаются поправки.
Как утверждали входящие в КСО националисты, «принятие законопроекта приведет к неконтролируемой миграции, а нынешнее население России превратится в национальное и социальное меньшинство». Но их позиция не нашла поддержки у других оппозиционеров. Решительно против выступил член КСО журналист Сергей Пархоменко. «Я не понимаю, кто такие «коренные народы России», о которых говорится в резолюции», – заявил он.
Во вторник высказался на эту тему и лидер партии «Демократический выбор» Владимир Милов, написавший в Твиттере: «Любой политик, прямо или косвенно поддерж-щий упрощ.предост-е рос.гражданства таджикам, должен понимать – ему этого не забудут (+не простят)».
Многие политологи также отвергли проект. Одни считают, что он позволит жителям Ташкента и Баку не сходя с места попросту получать с завтрашнего дня российские пособия и пенсии, при этом вовсе не поддерживая никаких других связей с Россией. Другие уверены, что проект лишь расширит миграцию гастарбайтеров, лишающих россиян рабочих мест.
Сопредседатель Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков заявил газете ВЗГЛЯД, что «с принятием поправок в Россию не поедут квалифицированные токари из стран Балтии или с Украины или из Белоруссии».
«Поедут те же самые, кто и так приезжает. Для этого достаточно на Казанском вокзале посмотреть на тех, кто выходит из поездов Бишкек – Москва и других. Что-то там не видно людей с дипломатами, людей, которые готовы прямо сейчас встать к станку. Поэтому проблема, обозначенная разработчиками, не решается», – уверен он.
По его мнению, за наплывом мигрантов может со временем последовать и образование национальных анклавов. «Это, безусловно, будет. Весь мир так живет. Один из самых негативных сценариев – Косово, но он маловероятен», – добавил сопредседатель фонда.
Сам Хомяков предлагает вместо масштабной раздачи гражданства пустить в страну высококвалифицированные кадры и сделать акцент на репатриации этнических русских из стран Прибалтики, а со Средней Азией ввести визовый режим.
«Закон изначально был плохой»
Другого мнения придерживается директор Института этнологии и антропологии РАН, бывший глава Миннаца, академик Валерий Тишков. Он согласен с сенаторами в том, что нужен новый закон о гражданстве, поскольку действующий устарел (был принят еще в 1992 году, а в 2002 году отредактирован).
«Закон уже правился. Закон изначально был плохой, не отвечал реальностям постсоветского пространства. Из-за этого очень большой ущерб был нанесен нашей стране. Спустя 20 лет закон о гражданстве все еще нуждается в исправлении», – сказал газете ВЗГЛЯД Тишков.
Тишков не считает для новых сограждан необходимым знание русского языка. Достаточным он считает владение языком одного из народов РФ – например, новые соотечественники могут знать татарский или бурятский, если хотят жить в Татарстане или Бурятии. «У нас есть и российские граждане, которые русского не знают. Что их, выселять тогда из страны?» – напомнил он.
С Тишковым солидарен президент фонда «Миграция XXI века», экс-замдиректора Федеральной миграционной службы (ФМС) Вячеслав Поставнин. В интервью газете ВЗГЛЯД Поставнин заявил, что поправки трех сенаторов полезны, поскольку призваны «исправить дух или атмосферу», которые до сих пор царили в этой сфере.
«В 2002 году взяли и приняли закон о гражданстве, который в одночасье объявил русских, прежде всего этнических, проживающих за границей, фактически иностранцами, да такими же, как, например, граждане Нигерии или Мозамбика. У них такие же права на гражданство, как и у русского человека, проживающего в СНГ, если он не родился на территории РФ и если у него нет там прямых родственников», – возмущается Поставнин.
«Этими поправками, наконец, попытаются исправить эту ситуацию. Это хоть как-то противостоит той волне нелегальной миграции, которая нас просто захлестнула. 8–10 млн нелегальных эмигрантов трудится в России. Наконец-то, через 10 лет! Сколько людей, сколько судеб было исковеркано...» – отметил он.
Ни одного террориста
Опасения насчет наплыва бандитов и террористов Поставнин считает необоснованными. «С 1992 по 2002 год Россия приняла 7 миллионов переселенцев из стран СНГ, из которых в ходе проверок ФМС не было выявлено ни одного террориста. Едва ли не все террористы, которые были у нас задержаны, являются гражданами России и, как правило, выходцами с Северного Кавказа. Так что этим мифом просто кто-то прикрывается», – сказал президент фонда.
Поставнин опроверг еще один укоренившийся стереотип. «К нам приезжают люди даже из Средней Азии, и почему-то все считают, что они все неквалифицированные. Ничего подобного! 50% из них обладают средней квалификацией, а 25% – специальной. Только 25% неквалифицированны, а нам они в основном и нужны», – добавил Поставнин.
В то же время Поставнин указал на явные недоработки законопроекта. «Во-первых, формулировка (о соотечественниках) настолько широкая, что практически выполнить ее не представляется возможным. Она недостаточно четко прописана. Непонятно, как это понимать. Если буквально, то значит поляки, финны, черкесы, которые проживают где угодно и так далее, могут стать гражданами РФ?! Правильно это или нет?» – риторически спросил он.
Во-вторых, неправильным Поставнин счел то, что в законопроекте речь идет исключительно о том, кто находится за границей. «Это вообще ошибка. А люди, которые находятся здесь, которые не получили гражданства по тем или иным причинам? Им что делать? Они являются потомками, русскими, как угодно. Получается, что они должны выехать за границу, чтобы получить гражданство?» – заключил он.
«Не разделяем соотечественников»
Напомним, в 2006 году стартовала Госпрограмма по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. Воспользовалась ею за все эти годы лишь 81 тысяча человек, хотя изначально предполагалось, что таких будут миллионы. Однако, как отмечают сенаторы – авторы закона, в данном случае речь идет о наших бывших согражданах, большинство из которых осталось в других республиках СНГ, это примерно 25 миллионов человек. «Мы не разделяем соотечественников на какие-то категории: тех, кто попадает под действие госпрограммы переселения, и тех, кто остается за скобками», – сказал Умаханов.
#{interviewpolit}Для получения российского паспорта этим людям, однако, необходимо документально подтвердить гражданство СССР, проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации, а потомкам соотечественников – родство по прямой восходящей линии с ними.
Сенатор Джабаров, которого цитировало РИА «Новости», отметил, что упрощенный порядок получения гражданства не будет распространяться на всех бывших граждан СССР.
«Не зная глубины вопроса, многие решили, что мы приглашаем практически всех граждан бывшего Советского Союза стать гражданами России. Это не так. На упрощенный порядок получения гражданства могут рассчитывать именно те соотечественники, к числу которых относятся представители коренных народов, населяющих территорию РФ в ее современных границах», – заявил Джабаров.
Снимем «бюрократические цепи»
Соавтор документа, вице-спикер Ильяс Умаханов пояснил газете ВЗГЛЯД, что законопроект, главным образом, призван устранить существующие расхождения между федеральными законами «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» и «О гражданстве РФ».
«В первом декларируется право соотечественников на упрощенный порядок получения гражданства, если они принимают участие в Госпрограмме по оказанию содействия добровольному переселению. Однако в то же время ущемляются права тех соотечественников, кто не рассчитывает на помощь государства и самостоятельно решает вопросы переселения. Наши поправки позволяют этим двум группам соотечественников иметь равные возможности получения российского гражданства», – сказал Умаханов.
При этом он назвал ошибочным мнение о том, что законопроект создает «правовую лазейку» и, принимая гражданство России, соотечественники не обязаны отказываться от гражданства другой страны.
«Статьей 62 Конституции РФ предусматривается право иметь двойное гражданство, если заключен соответствующий международный договор или соглашение. Если с конкретной страной нет ратифицированного соглашения о двойном гражданстве, то человек, принимая российское гражданство, в обязательном порядке отказывается от прежнего», – напомнил он.
Также Умаханов не считает, что проект откроет страну для потока мигрантов. «Критерии отнесения к категории «соотечественников» прописаны в первом из названных мной законов, а мы вносим поправки во второй.
«Думаю, что в случае принятия законопроекта нам также не следует ожидать массовой миграции соотечественников из стран ближнего и дальнего зарубежья. Конечно, важно помочь людям вернуться на Родину. В этом плане Госпрограмма выполняет свою функцию, и ее значение возрастает. Вместе с тем неправильно сводить работу с соотечественниками лишь к задачам их переселения и получения российского гражданства. Мы должны сделать все возможное, чтобы наши соотечественники чувствовали себя комфортно в стране проживания, могли сохранять родной язык, культуру и традиции. Для этих людей важна уверенность в том, что «двери Отечества» всегда открыты для них и не будут перегорожены «бюрократическими цепями», – заключил сенатор.
Впрочем, в отличие от вице-спикера, его соавтор Владимир Джабаров в интервью газете ВЗГЛЯД все же признал, что проект нуждается в доработке. Он пообещал, что сенаторы поставят вопрос об уточнении понятия «соотечественник», «чтобы исключить даже намеки на его расширительное толкование».
«Эхо нулевого варианта»
Напомним, что после распада Советского Союза был избран так называемый «нулевой вариант» признания гражданства РФ. Гражданами России признавались все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие в РФ на день вступления нового закона в силу, то есть на 6 февраля 1992 года.
После 2002 года режим как для уроженцев стран СНГ, так и выходцев из дальнего зарубежья в России ужесточился. Чтобы законно находиться на территории России, достаточно было иметь разрешение на работу или временное проживание и регистрацию. Но измененный закон «О гражданстве» уравнял в правах людей, только что прибывших в Россию, и тех, кто живет здесь давно. Теперь они должны были получать вид на жительство. А, стало быть, претендовать позднее на гражданство им становилось гораздо сложнее.
Напомним также, что внесенный тремя сенаторами закон был не первым в ряду аналогичных. Так, в октябре прошлого года депутат Госдумы Константин Затулин внес схожие поправки к закону «О гражданстве РФ», которыми также предлагал наделить гражданством всех соотечественников. Тогда предлагалось для них отменить условия о 5-летнем сроке проживания на территории России и отказе от имеющегося у них иного гражданства, но при документальном подтверждении статуса соотечественника. Но Дума в феврале отклонила законопроект.
Еще один законопроект об установлении упрощенного порядка приема в гражданство в декабре внес сенатор Михаил Капура. Он предлагает, в отличие от Умаханова, Джабарова и Фетисова, отменить для соотечественников не три, а сразу все четыре условия. Он не требовал от соискателя даже представить документы или иные доказательства, подтверждающие статус соотечественника. Поправки тоже прошли согласование в комитетах и рекомендованы к рассмотрению в первом чтении. Именно об этом законопроекте писали некоторые издания, перепутав его с поправками, инициированными тремя сенаторами.