Тендер на поставку ударных вертолетов Дели объявил еще в 2008 году. Сообщив, что готов купить 22 ударных и 15 тяжелых транспортных вертолетов, и пообещав, что победителю достанутся 3 млрд долларов. В числе соискателей этой суммы оказались российская компания «Камов», британско-итальянская Augusta Westland, а также европейский концерн EADS. Чуть позже Индия пригласила к участию в тендере и американских производителей Bell Helicopter и Boeing.
Перспективы и точки соприкосновения интересов в военно-техническом сотрудничестве между двумя странами остаются
Основное требование к машинам заключалось в том, что закупаемые вертолеты должны быть оснащены двумя двигателями, средствами радиоэлектронной борьбы и системами предупреждения о радиолокационном облучении. В комплект их вооружения должен входить противотанковый комплекс, модуль с пушкой калибра 20 или более миллиметров, неуправляемые ракеты калибра 70 миллиметров с дальностью 1,2 километра, а также управляемые ракеты класса «воздух-земля» с дальностью не менее 7 километров. Вертолеты также должны были иметь неснаряженную массу более 2500 килограммов, обладать высокой маневренностью и быть пригодными к эксплуатации в любое время суток, в том числе в сложных погодных и природно-климатических условиях.
Несмотря на достаточно широкое участие вертолетостроительных компаний в соревновании, основная схватка за приз развернулась между российским Ка-50 «Черная акула», европейскими AW129 и Eurocopter Tiger. Впрочем, к 2009 году Дели резко охладел к ведущимся состязаниям. И вообще приостановил тендер, объяснив это тем, что ряд участников не успели подготовить к его началу необходимую документацию. Имея в виду, видимо, американцев, которых пригласили уже после того, как тендер официально был объявлен.
В конце 2009 года Индия снова объявила о своем желании купить партию вертолетов.
«Апач» против «Ночного охотника»
Повторный старт военно-технической гонки века привел к серьезной перегруппировке противоборствующих сторон. Россия вместо «Черной акулы» – от ее закупки отказались собственные военные – предложила на экспорт Ми-28Н. По случайному совпадению именно в этот момент Минобороны России объявило, что милевская машина станет основной ударной силой. Планируется купить не менее 50 таких вертолетов. Учебный центр в Торжке по подготовке пилотов вертолетов получил первые Ми-28Н, происходило их активное освоение.
Сделано это было с прицелом на главного конкурента в индийском тендере – американца АН-64 Apache. В этом противостоянии Ка-50 выглядел бы бледно. К началу испытаний российский вертолет был еще не доведен, что стало одной из причин его вылета из не менее масштабного тендера в Турции. Кроме того, позиции «Черной акулы» серьезно подбили российские военные, заявившие, что в том виде, как он существует, он им не нужен, а требуется двухместная машина с несколько иными техническими характеристиками.
В сравнении с АН-64 Apache Ми-28Н тяжелее почти на 3 тонны, зато имеет более мощные двигатели, что дает ему выигрыш в максимальной боевой нагрузке и в летных характеристиках. Кроме того, обзор из кабины Ми-28Н лучше, зато в АН-64 Apache устанавливаются выпуклые стекла, которые не создают бликов, способных помешать работе с приборами.
По вооружению Ми-28Н также выглядел чуть более серьезно. И он, и Apache вооружаются подвижными автоматическими одноствольными орудиями калибра 30 миллиметров. Американская пушка М230 массой 54 килограмма обеспечивает скорострельность 625 выстрелов в минуту при эффективной дальности стрельбы 3 километра. Считается, что эта пушка отличается не слишком высокой точностью и недостаточной мощностью.
На Ми-28Н устанавливается модифицированная танковая пушка 2А42, старая и проверенная. Она заметно тяжелее американской и обладает серьезной отдачей. Однако с последней проблемой справились конструкторы вертолета, добившись точности даже выше, чем у американского конкурента. Зато, решив ряд трудностей, они получили самое мощное вертолетное орудие в мире: вес снаряда и начальная скорость почти вдвое больше, чем у М230, дальность стрельбы – 4 километра, а скорострельность – до 900 выстрелов в минуту. Снаряд, выпущенный с Ми-28Н, прошивает 15-миллиметровую броню с 1,5-километровой дистанции.
Кроме того, пушка 2А42 исключительно надежна и практически не перегревается: в отличие от АН-64 Apache, Ми-28Н способен полностью, без перерывов на охлаждение, выпустить весь свой боекомплект. Наконец, стрелок сам выбирает тип снаряда: бронебойный или осколочно-фугасный.
Есть свои отличия и в ракетах. Главный «инструмент» обоих вертолетов – противотанковые управляемые ракеты (ПТУР), каждый несет их по 16 штук, подвешиваемых на внешних узлах. Для Ми-28Н создали сверхзвуковую высокоточную ракету «Атака-В» с радиокомандным наведением. Такие ракеты работают и в условиях задымленности, и в пыли, которая рассеивает лазерные лучи, мешая ракетам с «обычным» лазерным наведением. А новая версия ракеты «Атака-Д» обладает дальностью действия уже до 10 километров.
Важнейший инструмент АН-64 Apache – ракеты Hellfire AGM-114A с лазерным наведением и AGM-114B с радиолокационным наведением. Вертолет может принять оба типа ракет, и экипаж получает возможность прямо во время боя выбрать подходящий вариант. Дальность их действия составляет 6–7 километров, но, в отличие от российских ракет, Hellfire дозвуковые. На то, чтобы добраться до цели в 4 километра, ракеты тратят 15 секунд, тогда как российским на это требуется в 1,5 раза меньше.
В дополнение ко всем этим свойствам и американская, и российская стороны особо подчеркивали всепогодность и круглосуточность возможности применения собственных машин.
Интрига без интриги
#{weapon}Собственно противостояние двух машин закончилось еще в 2011 году. Уже тогда стало понятно, что Дели доволен Ми-28Н, но покупать его не собирается. Почему – выяснилось только через год.
«Мы решили не выбирать Ми-28 по техническим причинам. Наши эксперты считают, что Ми-28 не отвечает требованиям тендера по 20 позициям, в то время как «Апач» показывает лучшие результаты», – сообщил представитель минобороны Индии.
Возможно, что роковым для Ми-28Н стало участие в стратегических командно-штабных учениях на Гороховецком полигоне под Нижним Новгородом, когда во время выполнения практической стрельбы вертолет упал. Как выяснило следствие, причиной этого стало попадание пороховых газов стартующих неуправляемых ракет в воздухозаборник двигателя. Из-за чего тот «захлебнулся» и заглох. И только благодаря конструкции машины: ударопоглощающим шасси и бронекапсуле, в которой находятся пилоты, способной выдержать перегрузку в 15g, – летчики остались живы после падения и вылезли из разбитой машины даже без синяков. Впрочем, для индийцев это, скорее всего, было не столь важно по сравнению с тем, что вертолет упал, выполняя главный для себя маневр.
Кроме того, было очевидно, что главное преимущество АН-64 Apache в том, что он давно и весьма эффективно применяется в ходе реальных военных конфликтов. У американцев есть как статистика эффективности боевого применения машины, так и данные работы «на отказ» всех систем винтокрылой машины в обычных и сложных условиях эксплуатации. Для Ми-28Н такая важная информация только набирается. И Дели, памятуя опыт предыдущих контрактов с Москвой, когда, купив технику, был вынужден доводить ее до боеготового состояния за дополнительные деньги, решил не рисковать.
Кроме того, под большим вопросом у Ми-28Н находится его всепогодность и возможность применения в любое время суток. Оборудование, отвечающее за это, все еще проходит испытания. Именно поэтому на армейских Ми-28Н спрятанная в шарообразную капсулу всеракурсная антенна крепится сверху винта. Именно благодаря ей вертолет должен «видеть» цели, даже находясь за укрытием: в овраге, за деревьями. Обнаруживать их, классифицировать и, совершив «поскок», эффективно уничижать и так же молниеносно скрываться с глаз противника.
«Индия получит «Апач», как обещали американцы, с радаром, что выводит вертолет в абсолютные лидеры тендера, – сообщил газете ВЗГЛЯД глава центра «АСТ» Руслан Пухов. – Вторая плохая новость для нас в том, что Дели за последние пять лет получил возможность покупать очень дорогие вещи, притом что их российские аналоги стоят в разы дешевле».
Диверсифицированные отношения
В последнее время Индия серьезно диверсифицировала свои военно-технические связи. Россия больше не монополист на этом рынке. Этот факт даже закреплен в индийском законодательстве, предписывающем не покупать вооружения и военную технику у одного поставщика. Именно этим сегодня активно пользуются европейские, американские и израильские компании, предлагая Дели технику дорогую, но очень технологичную. Кроме того, переняв тактику России, Запад все чаще предлагает не только саму ее покупку, но и налаживание лицензионного производства в Индии.
Перед самым итогом вертолетного тендера, например, Вашингтон принял решение исключить ряд индийских оборонных предприятий и институтов из списка по контролю за военным экспортом. В частности, были удалены два крупнейших индийских госпредприятия: Организация оборонных исследований и разработок (DRDO) и Индийская организация космических исследований (ISRO). Благодаря этому США рассчитывают значительно увеличить военно-техническое сотрудничество с Индией. Тут же пригласив Дели к участию в разработке легкого истребителя пятого поколения F-35 и доступе к технологиям производства самого современного на сегодняшний день вертолета «Апач». Индия уже приобрела у США военно-транспортные самолеты C-130J-30 Super Hercules (хотя могла и российские Ил-76), патрульные самолеты P-8I Poseidon (отказавшись от Ил-38), а также планирует купить ракеты Harpoon II (аналог российской Х-35) и транспортники C-17 Globemaster III.
Диверсификация привела к тому, что Россия вылетела из тендера на поставку легкого истребителя. Цена сделки могла составить 1,5 млрд долларов на поставку 126 машин Дели. Лидировавший все время его проведения МиГ-35 был признан «негодным» в самый последний момент, когда европейцы пообещали, что передадут Индии технологии производства своих боевых машин.
Туман сотрудничества
Проигрыш Ми-28Н печален. Но не фатален. Как объяснили газете ВЗГЛЯД в Рособоронэкспорте, ситуация сложная, но не бесперспективная. Чтобы удержать позиции, России пришлось пойти на беспрецедентный шаг: предложить Дели совместную разработку истребителя пятого поколения. Контракт заключили 21 декабря 2010 года. Россия и Индия договорились о разработке эскизно-технического проекта индийского варианта истребителя пятого поколения Т-50 (ПАК ФА) – FGFA (Fifth Generation Fighter Aircraft). Сумма сделки составила 295 млн долларов. Проектирование FGFA займет 18 месяцев. Предварительно первый полет индийского самолета запланирован на 2015 год. ВВС Индии намерены приобрести 250 FGFA на общую сумму в 25 млрд долларов.
В ходе предстоящего визита в Дели президента России Владимира Путина будет подписан очередной контракт на поставку Индии партии из 40 истребителей Су-30МКИ. Кроме того, после того как индийская сторона признала успешными испытания авианосца «Викрамадитья», проходившие в июле – сентябре этого года в Баренцевом море, в рамках корабельного контракта корпорация «МиГ» поставит к ранее построенным 16 МиГ-29К еще 29 корабельных истребителей.
В контексте Индии МиГ выполняет еще и контракт по модернизации 63 индийских МиГ-29Б по стандарту МиГ-29UPG. В ее рамках на самолетах будут установлены БРЛС «Жук-АЭ» (стоит на корабельных МиГ-29К), что позволит продлить срок службы истребителей еще на 20 лет. Эти работы имеют большое значение для поддержания количественного состава индийских ВВС и достижения заявленной цели по выходу на уровень 32 боеготовых эскадрилий.
Как отмечают эксперты, все это говорит о том, что перспективы и точки соприкосновения интересов в военно-техническом сотрудничестве между двумя странами остаются. Что же касается вертолетов, то по условиям тендера Дели необходимы еще и тяжелые транспортные машины. Здесь лидерство России абсолютно – Ми-26Т2 не имеет аналогов в мире. А его технологическое наполнение соответствует самым современным требованиям.