Пока детали мирового соглашения между семьей и последними владельцами «Имеди» – Georgia Media Production Group – не разглашаются. Из заявления семьи покойного олигарха Бадри Патаркацишвили явствует, что та «довольна достигнутым соглашением с нынешними владельцами телекомпании и их решением о передаче нам компании». «Мы приложим все усилия, чтобы телеканал стал высокопрофессиональным и объективным», – говорится в нем.
Для меня возвращение «Имеди» – это в какой-то мере сенсация
Georgia Media Production Group владела телеканалом «Имеди» с декабря 2011 года. Телекомпанией до последнего времени управлял Георгий Арвеладзе, один из ближайших сподвижников президента Михаила Саакашвили, бывший министр экономики и глава президентской администрации. Во вторник он покинул пост в «Имеди». По словам сотрудников ТВ, финансовые дела уже переданы представителю семьи покойного олигарха. В телекомпании сумятица, журналисты не знают, что будет с ними.
В середине 2000-х телекомпания «Имеди» была рупором оппозиции. Патаркацишвили, заявив о намерении лично заниматься оппозиционной политикой, в 2007 году передал акции «Имеди» в управление компании News Corporation Руперта Мердока. В ноябре 2007 года, после разгона в Тбилиси акции протеста, в телекомпанию ворвался спецназ, после чего она временно прекратила вещание. На тот момент – до разгрома – на «Имеди» работали журналисты, которых отличал высокий профессионализм. Кто-то из них потом занялся политикой, кто-то ушел на другие каналы, кто-то предпочел остаться. Говорили, что часть журналистов предала Патаркацишвили в последний момент, сотрудничая с МВД. Так ли это, сказать сложно, но в обществе эти подозрения существуют по сей день.
Патаркацишвили умер в феврале 2008 года в Лондоне от сердечного приступа. После его смерти ожидалось, что «Имеди» перейдет под контроль Инны Гудавадзе. Однако свои права на телекомпанию неожиданно предъявил сводный брат покойного, гражданин США Джозеф Кей, после чего в результате различных сделок телекомпания перешла под контроль команды Саакашвили. Говорили, что Кея лоббировали представители окружения президента Грузии. Кстати, в середине сентября этого года стало известно, что семья покойного заключила мировое соглашение с опальным российским бизнесменом и бывшим партнером Патаркацишвили Борисом Березовским по распределению спорных активов. Отмечалось, что стороны отозвали все иски друг к другу, кроме того, Березовский больше не претендует на активы Salford Capital Partners, управлявшей инвестициями Патаркацишвили.
После кончины Патаркацишвили и до 16 октября этого года «Имеди» исправно работала уже как рупор пропаганды грузинских властей. Два года назад она шокировала общественность «моделированной информационной передачей» «Хроника» о том, что опять началась война России и Грузии. Информация транслировалась крайне правдоподобно. Сообщалось даже о гибели Саакашвили. Потом в Тбилиси много говорили, что президент был осведомлен о содержании этой передачи, но решил ничего не менять, чтобы посмотреть, как отреагируют граждане его страны. Очень многие были напуганы сведениями о новой войне, несколько человек умерли от сердечных приступов, так живописно была подготовлена «моделированная передача». Когда общество узнало правду, по стране прокатилась волна протестов. Телеканал же лишь извинился перед своими зрителями и продолжил работу как ни в чем не бывало. Когда год назад о начале оппозиционной деятельности заявил другой миллиардер, Бидзина Иванишвили, «Имеди» и «Рустави-2» стали флагманами информационной борьбы с ним. Сутью едва ли не любого выпуска новостей стали рассказы о том, что Бидзина Иванишвили – «проект Кремля». Журналисты «Имеди» не чурались и личных оскорблений. Например, «выяснили», что фамилия Иванишвили на самом деле... Иванашвили. Это было, конечно, ложью, но явилось хорошим примером того, на что был способен телеканал, лишь бы как-то задеть, очернить неугодного «Единому национальному движению» политика.
Иванишвили выиграл выборы в парламент 1 октября и скоро станет премьер-министром. Вскоре после победы миллиардер встретился с бизнес-элитой Грузии и сказал, что в курсе того, что во время девятилетнего пребывания у власти команды Саакашвили многие активы прибирались властями к рукам незаконно. Эксперт Гия Хухашвили, хорошо знакомый с ситуацией на «Имеди», затрудняется сказать, сыграла ли роль такая «вербальная амнистия» в решении проигравших выборы «националов» вернуть «Имеди» семье Патаркацишвили. Он говорит газете ВЗГЛЯД, что «главное сейчас, что справедливость восстановлена». «Есть ошибки, которые не прощают, за них светит уголовное преследование. Но на какие-то уступки общество может пойти. Надо разобраться, как быть в случае с «Имеди», простит ли общество, – говорит Гия Хухашвили, подчеркивающий, что «надо обязательно установить, из каких финансовых источников поддерживалась телекомпания после смерти Патаркацишвили и начала контроля над ней со стороны «националов».
«Для меня возвращение «Имеди» – это в какой-то мере сенсация, – говорит газете ВЗГЛЯД депутат парламента Грузии созыва 2008–2012 годов Петрэ Мамрадзе. – Я думаю, что Арвеладзе и иже с ним поняли, что им за захват телекомпании грозит уголовное преследование, и решили отдать телеканал. Иначе они не простились бы с таким рупором! Нужно только выяснить, полностью ли сейчас «националы» дистанцируются от информационной политики «Имеди» или постараются сохранить над этим ТВ влияние из-за кулис. Это покажут ближайшие дни».
По его словам, «только победа Иванишвили на выборах позволила вернуть «Имеди» семье. «Националы» поняли, что суды сейчас будут другими, и предпочли не позориться. Решили по-хорошему отдать то, что грабительски захватили».