Бывший президент самопровозглашенной Республики Сербской Радован Караджич во вторник выступил перед Международным трибуналом по бывшей Югославии (МТБЮ), подробно изложив доказательства своей невиновности. Судебный процесс идет с 2009 года. Напомним, Караджич был арестован в Сербии в 2008 году, после того, как скрывался более 12 лет.
Он типичный харизматический безумный националист того времени и гуманитарий при этом. Почему-то самые зловредные националисты были гуманитарии, не военные
По словам подсудимого, он не имеет ничего против мусульман-боснийцев и как лидер боснийских сербов сделал все, что было в его силах, чтобы не допустить большего числа жертв в конфликте в бывшей Югославии. Он дал понять, что заслуживает премию за миротворчество.
«Меня нужно не судить, а поощрять: я сделал все возможное, все, на что способен человек, чтобы постараться избежать войны, большого числа жертв, – заявил он. – Меня нужно поблагодарить за то, что число жертв войны было в три–четыре раза меньше, чем могло бы быть».
Как передает «Интерфакс», Караджич отметил, что никогда не имел ничего против мусульман, и что даже его личный парикмахер был мусульманином.
Против Караджича выдвинуты 10 обвинений в военных преступлениях, геноциде и преступлениях против человечности, совершенных в период гражданской войны в Боснии и Герцеговине (1992–1995 гг.). Самым громким из них стала массовая казнь в Сребренице, квалифицированная ООН как геноцид. По официальным данным, в середине июля 1995 года в этом боснийском городе за несколько дней были убиты более восьми тысяч мусульман.
Прокуратура готовила обвинение против Караджича с апреля 2010 по май нынешнего года. За это время в Гааге выступили 195 свидетелей обвинения, еще столько же представили показания в письменном виде. Караджич, в свою очередь, подготовил список из почти 600 свидетелей, запросив у судей 600 часов на свою защиту, то есть в два раза больше времени, чем было у стороны обвинения. Однако председательствующий судья О Гон Квон сообщил, что у Караджича будет только 300 часов, и призвал его сократить список защитников. В ответ Караджич обжаловал это решение и по-прежнему настаивает на предоставлении ему 600 часов.
По оценке судьи, многие свидетели, предложенные Караджичем, не имеют отношения к делу, а заявления других повторяются, особенно по поводу политических отношений внутри бывшей Югославии и распада страны.
Первым свидетелем защиты, передает РИА «Новости», станет российский полковник, бывший глава штаба миротворческих сил ООН в Сараево в 1995 году Андрей Демуренко, который ранее уже выступал на другом процессе в Гааге. Демуренко провел собственное расследование громкого преступления, которое международное сообщество приписало сербам. Речь идет о взрыве минометной мины 28 августа 1995 года возле рынка Маркале в боснийской столице Сараево, в результате чего погибли 43 мирных жителя, а 75 получили ранения.
Полковник утверждает, что мина не могла быть выпущена из расположения армии Республики Сербской, верховным командующим которой был Караджич. По мнению Демуренко, за взрывом стоят сами боснийские мусульмане, пытавшиеся спровоцировать удары натовской авиации по сербам.
Ожидается, что до конца октября в Гааге выступят 16 свидетелей защиты.
Караджич в принципе отрицает совершение сербскими военными геноцида в отношении боснийских мусульман в Сребренице. «Не было никаких свидетельств того, что кто-то был убит в Сребренице, я никогда не получал информацию об этом ни в устном, ни в письменном виде», – заявил Караджич во вторник.
Также, по его словам, он никогда не был одержим идеей власти и собирался после войны вернуться к работе врачом. «Я не хотел быть президентом или занимать пост в правительстве. После войны и выборов я намеревался уйти из политики, вернуться к своей профессии врача и продолжать заниматься поэзией», – заявил он.
Караджич добавил, что «все, кто меня знают, подтвердят, что я не автократ, что я не агрессор» по характеру. «Напротив, я мягкий, терпимый человек, способный понимать других, – сказал он. – Правда, что я был строг по отношению к себе и другим, принимая демократические решения».
Российский эксперт, адвокат Ратко Младича по международному трибуналу по бывшей Югославии Александр Мезяев склонен доверять заявлениям Караджича о его миротворческой роли.
«И, хотя доказательства этого еще не были представлены, им только еще предстоит быть заслушанными, но многое уже было доказано. Например, на процессе Слободана Милошевича. Он вел уникальную защиту. Он защищал не себя, а других. Он представил огромное количество доказательств в пользу Караджича».
Адвокат весьма рассчитывает на показания Демуренко. По словам Мезяева, полковник уже выступал на процессе над Драгомиром Милошевичем. Правда, тогда его показания были отклонены судом без объяснения причин.
Главный редактор журнала «Россия в глобальной политике» Федор Лукьянов считает заявление Караджича предсказуемым.
«Каждый политик во время войны в особенности свято уверен, что он делает все, чтобы избежать насилия и не проливать кровь. Радован Караджич – военный преступник и, по-моему, никаких сомнений в этом нет», – сказал Лукьянов газете «ВЗГЛЯД».
Впрочем, эксперт отмечает, что Караджич был не единственным, кто несет ответственность за то, что творилось в Боснии в середине девяностых годов, и «некая предвзятость трибунала очевидна», но это нисколько не оправдывает самого Караджича.
«Он типичный харизматический безумный националист того времени и гуманитарий при этом. Почему-то самые зловредные националисты были гуманитарии, не военные», – отметил эксперт, добавляя, что заявления Караджича не очень интересны, так как «история уже все решила».
Одновременный суд над коллегой
Отметим, что на вечер вторника также намечено открытие процесса над коллегой Караджича – бывшим президентом соседней, тоже самопровозглашенной Республики Сербская Краина (в Хорватии) Гораном Хаджичем, которому также инкриминируются тяжкие преступления.
После поимки Караджича Хаджич оставался последним человеком, обвиненным МТБЮ в военных преступлениях и объявленным в розыск. Власти Сербии арестовали его и выдали Гааге на два года позже, чем Караджича.
Процесс над Хаджичем станет последним в истории МТБЮ, который должен будет завершить свою работу в 2013 году и передать дела так называемому «Международному остаточному механизму». Суд начнется со вступительной речи представителей обвинения.
Согласно тексту обвинения, Хаджич в качестве сообщника участвовал в совместной преступной деятельности, направленной на полное силовое изгнание большинства хорватов и другого несербского населения с трети территории Хорватии (Восточная Славония, Баранья и Западный Срем), которую предполагалось превратить в новое государство под властью сербов (Сербскую Краину).
По версии обвинения, эта преступная деятельность началась не позднее июня 1991 года и продолжалась по крайней мере до декабря 1993 года. Как считают обвинители, в ней участвовали, среди прочих, тогдашний президент Сербии Слободан Милошевич (скончался в Гааге в 2006 году, до вынесения приговора), экс-президент Сербской Краины Милан Мартич (приговорен МТБЮ к 35 годам лишения свободы), лидер Сербской радикальной партии Воислав Шешель, экс-руководители госбезопасности Сербии Йовица Станишич и Франко Симатович, а также командир сербской добровольческой гвардии Желько Ражнатович (Аркан), убитый в Белграде в 2000 году. Еще в августе прошлого года Хаджич заявил судьям, что не считает себя виновным.
Напомним, конфликт в Хорватии начался после провозглашения этой югославской республикой независимости 25 июня 1991 года. В ходе конфликта, который в Хорватии называют Отечественной войной, местные силы противостояли Югославской народной армии и формированиям местных сербов, поддержанных властями в Белграде. Война сопровождалась взаимными этническими чистками и унесла жизни более 20 тысяч человек при численности населения Хорватии около 4,7 миллиона человек. Территориальная целостность страны была окончательно восстановлена только в 1998 году.