В понедельник утром весь мир облетела сенсационная новость. «Террорист № 1» – глава «Аль-Каиды*» Усама бен Ладен – был убит на вилле в Пакистане неподалеку от Исламабада в результате операции, проведенной морскими пехотинцами США. В настоящее время тело бен Ладена находится в руках американских властей. Известно, что именно этому террористу в США приписывали организацию терактов 11 сентября 2001 года.
Очень важно не допустить акции возмездия во всем мире
В Кремле приветствовали серьезные успехи США в борьбе с международным терроризмом, сообщили в пресс-службе главы государства. «Россия одной из первых столкнулась с опасностями, которые несет глобальный терроризм и, к сожалению, не понаслышке знает, что такое «Аль-Каида», – сказали в пресс-службе президента РФ РИА «Новости». Там выразили уверенность, что «возмездие неизбежно настигнет всех террористов».
В Кремле также подчеркнули, что принести результат может только совместная объединенная борьба с глобальным терроризмом. «Россия готова к наращиванию такого сотрудничества», – сказали в пресс-службе.
Тем временем тело бен Ладена, по одним данным, уже похоронили в море, правда, соблюдая все исламские каноны. По другим сообщениям, власти еще даже не закончили анализ ДНК убитого. Как полагают эксперты, в ЦРУ намерены скрыть тело, чтобы не создавать возможный объект для паломничества фанатиков из «Аль-Каиды».
О том, как может повлиять гибель главного врага Америки на популярность Барака Обамы среди рядовых американцев, а также на обстановку в Афганистане, Пакистане и на российском Северном Кавказе, рассказал в интервью газете ВЗГЛЯД зампред комитета Госдумы по международным делам Госдумы Андрей Климов.
#{image=513275} ВЗГЛЯД: Андрей Аркадьевич, станет ли мир безопаснее с уходом Усамы бен Ладена?
Андрей Климов: Будем, во-первых, надеяться на то, что этот человек действительно уничтожен. Потому что мы знаем немало историй, когда спецслужбы разных стран неоднократно заявляли об уничтожении известных террористов, но потом оказывалось, что эта информация была ложной. Кроме того, не стоит думать, что со смертью бен Ладена во многих странах исчезнет террористическая угроза.
Бен Ладен – это не король какого-то королевства, после убийства которого можно заключить пакт о капитуляции с какими-то его последователями. Он стоял во главе такой сетевой организации, где основное значение играло не то, какие приказы отдавались, а дух внутри этой структуры.
Более того, сейчас возникает опасность мести его последователей, и я не сомневаюсь в том, что из Усамы бен Ладена сейчас попытаются сделать мученика и уже под знаменем его борьбы террористы могут вновь организовывать новые теракты. Очень наивно полагать, что с убийством бен Ладена все проблемы у спецслужб всего мира закончились. Я вообще очень сомневаюсь в том, что бен Ладен был реальным управленцем. Скорее всего, он был только символом террористического подполья.
ВЗГЛЯД: А на ситуацию на Северном Кавказе гибель бен Ладена повлияет? Ведь известно, что Доку Умаров называл свой «имарат» одним из крыльев «Аль-Каиды»...
А. К.: Я не думаю, что это будет носить глобально-исторический характер. Тех, кого он уже мог перевоспитать на Кавказе, он уже перевоспитал в антироссийских и ваххабитских традициях. Не думаю, что он в последние годы оказывал там сумасшедшее влияние. Главное, что он сделал, – это запустил бациллу терроризма на Северном Кавказе, но непосредственного участия в управлении российскими боевиками он не принял.
ВЗГЛЯД: То есть получается, что единственным результатом уничтожения Усамы бен Ладена может стать новая волна ответных терактов?
А. К.: Я думаю, что Барак Обама тоже это понимает, поэтому он объявлял об этом явно не с радостной интонацией. Поэтому сейчас очень важно всем спецслужбам мира не допустить акции возмездия во всем мире. Как это, например, было в России, когда любое уничтожение главаря бандподполья приводило к новой волне терактов, совершаемых только для того, чтобы показать, что их работа продолжается. И нам тоже очень важно следить за тем, что происходит вокруг нас, и проявлять бдительность.
ВЗГЛЯД: Новой волны террора стоит опасаться в первую очередь США или и другим странам тоже?
А. К.: Я думаю, что для тех, кто занимается террором, мишенью являются не только США, хотя эта страна их интересует в первую очередь. Но каждый террорист на своем месте и в своей стране постарается чем-то ответить на уничтожение Усамы бен Ладена. Может быть, имело смысл не уничтожать его физически, а судить, как это было с нацистскими преступниками. Но если так получилось, то почивать на лаврах спецслужбам теперь явно не стоит, потому что Усама бен Ладен был и остается символом террористического подполья.
ВЗГЛЯД: Как, на ваш взгляд, смерть «террориста № 1» повлияет на сплоченность и скоординированность бандподполья по всему миру?
А. К.: Террористы и так крайне сплочены, и на их координацию это никак не повлияет. У них нет никакого единого штаба, который планирует все операции. Террористы – это некий клуб единомышленников, которые действуют достаточно автономно. Сами реализовывают теракты, достают деньги, и хотя у них есть между собой связи и центры подготовки. Но, в основном, их объединяет только учение, на которое они запрограммированы. При этом они могут даже и не вспоминать о своем идеологическом лидере.
ВЗГЛЯД: А как повлияет гибель главного врага Америки на рейтинг Барака Обамы? Можно ли сказать, что теперь победа на выборах будущего года у него уже в кармане?
А. К.: Если Обаме удастся сейчас предотвратить возможные контратаки со стороны террористов, если общий уровень террористической напряженности хоть немного снизится, это, безусловно, будет его политическим завоеванием. Если же, напротив, убийство повлечет новые теракты, как в США, так и в других странах мира, то это скорее окажет негативное влияние на его политические позиции.
Поэтому считать такие вещи победой нельзя, хотя никто не сомневается в необходимости физического уничтожения Усамы бен Ладена. В этой войне без правил предсказать результат невозможно.
ВЗГЛЯД: А как гибель Усамы бен Ладена отразится на позициях США внутри Афганистана?
А. К.: Америка пытается преподать расправу с этим террористом как общую борьбу Пакистана и США над общим врагом, таким образом оправдывая военные действия на территории чужой страны, хотя, скорее всего, операция была проведена без санкции Пакистана. И в Афганистане это тоже может быть воспринято и двояко, и трояко. Ведь Афганистан тоже борется за независимость своей страны, и там такие акции США могут быть восприняты неоднозначно.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ