Во вторник, на восьмой день беспорядков, египетская оппозиция готовится вывести более миллиона своих сторонников на улицы Каира для участия в манифестации с требованием отставки главы государства Хосни Мубарака.
Даже если предположить, что Мубарак сейчас уцелеет, то все равно его уход – это вопрос времени. Тем более что сын его уже в Англии
По некоторым данным, на которые ссылается местная пресса, этот лозунг готов поддержать только что назначенный вице-президент Египта Омар Сулейман, якобы предложивший лидеру страны план по преодолению народного недовольства. Главный пункт плана предполагает отказ 82-летнего президента от власти, написала накануне газета «Аш-Шурук». Причем, как считают эксперты, именно Сулейман олицетворяет военных, поэтому может говорить от имени генералитета. В случае ухода Мубарака именно он может стать его преемником, правда, пока неясно, на какой срок.
По мнению Сулеймана, для погашения конфликта необходимо в кратчайший срок осуществить пять важных шагов: полностью исключить принцип наследования власти, что предполагает выход сына президента Камаля Мубарака из всех госструктур; отказ от введения в новое правительство представителей бизнеса; объявление о проведении конституционных реформ; проведение перестановок в руководстве правящей в стране Национально-демократической партии; отказ Мубарака от власти.
Газета ВЗГЛЯД обратилась к члену научного совета Московского центра Карнеги Алексею Малашенко с просьбой смоделировать развитие событий в Египте после отставки президента.
ВЗГЛЯД: Алексей Всеволодович, многие эксперты предрекают, что в случае гражданской войны в Египте Россия и НАТО объединятся в своих попытках восстановить мир внутри страны...
Алексей Малашенко: Такое вряд ли возможно по той простой причине, что Россия к восстановлению мира в арабских странах вообще не имеет никакого отношения. Времена Советского Союза давно прошли. Что касается возможностей Запада и США, то они, конечно, будут прилагать какие-то усилия, но говорить о каких-то конкретных действиях пока сложно. Идеальный вариант для них – это формирование коалиции из оппозиционных партий под руководством бывшего директора МАГАТЭ Мухамеда эль-Барадея, в которую бы вошли либералы, левые, частично партии, которые поддерживают Мубарака и сотрудничают с умеренным крылом «Братьев-мусульман». Очевидно, все они сейчас ищут новую платформу для сотрудничества. Все выжидают. Должна пройти хотя бы неделя.
Алексей Малашенко (archipelag.ru) |
ВЗГЛЯД: Получается, что отставка Мубарака уже неизбежна. Означает ли его уход потерю американского влияния в Египте?
А. М.: У Мубарака шансов остаться на посту очень мало, а американцам его поддерживать уже ни к чему. Есть только одна проблема. Если вдруг президент будет упрямиться и предпримет еще более активные действия, то тогда вмешаются «Братья-мусульмане*». А если это случится, то это ударит по всему Ближнему Востоку, по Израилю и США. Поэтому в сложившейся ситуации американцам выгоднее «выдавить» Мубарака.
Такое ощущение, что те тайные переговоры, которые ведет президент, пока что ни к чему не привели. Даже если предположить, что он сейчас уцелеет, то все равно его уход – это вопрос времени. Тем более что сын его уже в Англии.
ВЗГЛЯД: Если Мубарак уйдет, вероятнее всего, все полномочия будут переданы главе спецслужб вице-президенту Омару Сулейману. Сможет ли этот человек удержаться на посту президента?
А. М.: О Сулеймане в Египте мало кому что известно, хотя он занимает свой пост уже около 30 лет. Этот человек заменил бывшего президента Анвара Садата, который был убит в 1981 году за подписание мирного договора с Израилем, после чего сам Мубарак, занимавший как раз пост вице-президента, стал главой государства.
#{image=482027}Шансов задержаться надолго на посту главы государства, если такое произойдет, у него практически нет. Сулейман вызывает раздражение у самых разных слоев населения не только в Каире, но и во всем Египте. Сам факт того, что на улицы вышли 250 тыс. человек после его назначения на возрожденную должность вице-президента, говорит о том, что его дела плохи. Да и американцы не будут финансировать идеи этой «хромой утки».
ВЗГЛЯД: Есть ли реальная альтернатива Сулейману из оппозиции? Является ли ею Барадей?
А. М.: Если выбирать между Сулейманом и Барадеем, то для египтян предпочтителен второй. Он уже стар, у него нет никаких политических амбиций, он не является преемником и не связан с действующим режимом. За счет своего влияния Барадею по силам сплотить оппозицию.
ВЗГЛЯД: Насколько высока вероятность прихода к власти исламистов типа «Братьев-мусульман», которые, как многие опасаются, идеологически недалеки от талибов? Не начнут ли они террор против других стран?
А. М.: Не стоит говорить, что исламисты недалеко ушли от талибов. Исламистов существует четыре варианта, и только один из них коррелируется с талибами. «Братья-мусульмане» пока очень пассивны. Надо помнить, это не партия, это движение, которое запрещено. Тем не менее в индивидуальном порядке они успешно проводят людей во власть. В 2005 году от них в парламенте было 88 человек из 444 депутатов. Если бы «нажима» сверху не было, они бы взяли половину.
Очевидно, что они готовы сотрудничать с левыми и лево-либералами. Однако пока к ним проявляет интерес только одна партия – «Кефая», которая выступает за то, чтобы они были легализованы. Все выжидают. Скоро все будет решено. Если будет раскачка, собратья придут.
ВЗГЛЯД: Возможно ли в течение ближайших лет возникновение глобального «исламистского пояса» от Гибралтара до Босфора?
А. М.: Он уже существует. И давно. Поскольку фактически во всех мусульманских странах исламисты – это легализованная политическая сила. Возьмите Судан, Йемен, Афганистан, Пакистан, Иорданию. Во всех этих странах они могут войти в правительство. ХАМАС в Палестине вообще составляет правительство. В Марокко – четыре группировки исламистов. Я уж не говорю про наш Северный Кавказ.
ВЗГЛЯД: Президент Сирии Асад уже сказал, что «гнев и отчаяние», которые выплеснулись на улицы в Египте, вызваны не только внутренней стагнацией, но и внешним влиянием. Вы согласны?
А. М.: Это вызвано только внутренними факторами, а Асад так говорит, потому что он сам пришел во власть «как сынок». Он стал преемником в похожих на египетские условиях. Естественно, что он отстаивает эту модель и все валит на внешние факторы, такие как отсутствие мира между арабами и Израилем, вторжение в Ирак, происходящее в Афганистане и Палестине. Это не имеет отношения к событиям в Египте.
ВЗГЛЯД: События в Тунисе и Египте сирийский президент оценил как начало «новой эры» во всем регионе, ведущей «к большему хаосу или большему порядку». Как вы думаете, начнется ли долгожданная перестройка с уходом Мубарака?
А. М.: Вопрос состоит лишь в том, в какой форме будут происходить изменения. Дело в том, что те режимы, которые сейчас существуют в арабских странах, всегда держались на силе и авторитаризме. Я не верю в теории домино, но если учесть, что кризис возникает если не синхронно, то примерно по однотипному сценарию, то новые вспышки возможны где угодно. Тем более что в истории каждой арабской страны был не один госпереворот.
Что касается экономической ситуации, то она крайне сложна, поскольку все экономические проблемы были накоплены заранее. В этом смысле можно сразу сказать, что Йемен революции не выдержит, там начнется гражданская война. Судан тоже. Интересно, что будет происходить в Ливии, поскольку 30% населения живут за чертой бедности, в то время как страна богата нефтью. Это рикошетом ударит по Сирии и по всему мусульманскому миру, не только арабскому.
ВЗГЛЯД: WikiLeaks сообщает, что оппозиционные партии Египта заранее готовились к смещению режима Мубарака. В одной из депеш американского Госдепа говорится, что активист оппозиционного движения «Шестое апреля» в 2008 году встречался с представителями администрации США и рассказал им о планах демократических перемен в стране при поддержке армии и полиции. Верите ли вы в то, что столь массовое восстание было срежиссировано еще три года назад?
А. М.: А почему бы и нет? По логике, американцы давно должны были стремиться избавиться от Мубарака, просто ему не было альтернативы. Тем не менее я не доверяю ресурсу. Мало ли кто с кем о чем говорил? WikiLeaks – это не большая политика. Это собрание разговоров, анекдотов и сплетен, даже временами и правдивых.
ВЗГЛЯД: Могут ли США на каком-то этапе открыто откреститься от Мубарака, несмотря на то что он столько лет был верным американским союзником? Он даже вооружил свою армию американским оружием.
А. М.: Если они от него открестятся, то это будет свинство. Вот если они предложат ему убежище, вот это да. Опять же все будет зависеть от самого Мубарака, который в этом смысле находится в очень двусмысленном положении.
ВЗГЛЯД: Мавритания, Ливия, Марокко, Саудовская Аравия пока выглядят островами благополучия в арабском мире. Однако в интервью газете ВЗГЛЯД бывший посол России в Тунисе Вениамин Попов еще до начала активной фазы восстания в Египте предсказал, что волна народных волнений перекинется на соседние страны. И оказался прав. По словам Попова, народные массы просыпаются в арабском мире и требуют большей демократии. Будет ли, и на ваш взгляд, волна восстаний распространяться на соседние страны?
А. М.: Если в Египте что-то произойдет, то это ударит в первую очередь по Сирии, Йемену и Судану. Саудовскую Аравию и Алжир «волна» не коснется точно, поскольку там уже была гражданская война. Самая интересная в этом смысле – Ливия.
* Организация (организации) ликвидированы или их деятельность запрещена в РФ