В Южной Осетии сохраняется напряженная ситуация. Во вторник Верховный суд отклонил жалобу экс-кандидата в президенты Аллы Джиоевой о незаконности решения признать итоги выборов недействительными. Сама она не явилась в суд, заявив, что отзывает свою жалобу, чтобы подать новую.
У нас сейчас если и происходит революция, то революция нашего народа
Источники в республике сообщили о том, что Джиоева якобы решила попросить для себя и своих сторонников политического убежища в России, но позже эта информация была опровергнута. Накануне президент России Дмитрий Медведев призвал конфликтующие стороны в Южной Осетии договориться между собой.
Громкое заявление сделала вице-спикер республиканского парламента Мира Цховребова, которая призвала действующего президента Эдуарда Кокойты сложить свои полномочия, чтобы положить конец противостоянию. О том, почему она призывает к немедленному уходу действующего президента, Мира Цховребова рассказала в интервью газете ВЗГЛЯД.
ВЗГЛЯД: Мира Валентиновна, почему еще накануне вы призывали обе стороны к примирению, а теперь выступаете за немедленную отставку Кокойты?
Мира Цховребова: Люди на площади стоят уже не ради Аллы Джиоевой, они теперь стоят уже ради себя, ради своего будущего. Они уже давно там стоят не из-за нее. Это протест против властей в защиту правовых основ, в защиту главного завоевания народа – демократической Республики Южная Осетия. Этот народ, стоящий на улице, может уйти только после ухода президента.
Я по-прежнему считаю, что нужен двусторонний компромисс. В обмен на отставку президента стоящие на площади люди должны разойтись.
Ведь митинг из акции протеста сторонников Аллы Джиоевой перерос в спонтанный протест против решения Верховного суда. К стоящим на улице присоединяются избиратели всех кандидатов в президенты. Народ против нарушения ущемления их прав. Мы наблюдаем на нашей старой площади столь же значительное для нашего народа историческое событие, каким стало признание Россией независимости РЮО – здесь происходит становление нового независимого гражданского сознания, становление нового гражданского общества, с которым отныне должна будет считаться любая власть.
ВЗГЛЯД: Какую роль сыграли чисто материальные, социальные причины?
М.Ц.: Причин несколько. Это послевоенный синдром, обида на власть за покинутость. Жутко медленные темпы восстановления. Люди до сих пор живут в домах, где вместо окон одеяла. Многие живут в гаражах, снимают жилье. Социальная неустроенность – вот основная причина выхода людей на улицу.
Это комплекс проблем, которые свалились на людей после войны, и неумение властей решить их. Последней причиной стало недовольство предвыборной и послевыборной ситуацией, решением Верховного суда. Все это заставило людей выйти на улицу. Это давно копившийся протест, который выплеснулся сегодня.
ВЗГЛЯД: Каков ваш сценарий выхода из конфликта?
М.Ц.: Я уже делала заявление по этому поводу. Президент, с именем которого связано обретение нашей общей заветной цели, должен бы гордиться гражданским мужеством народа и уважать его свободную волю. Именно эта воля в таком же протестном порыве привела в свое время к власти ныне действующего президента.
Противостоянию необходимо положить конец. Чтобы не усугубить ситуацию и отвести ее от опасной черты, действующему президенту необходимо принять незамедлительное решение – сложить свои полномочия и передать власть в соответствии с конституцией республики.
Боже упаси, если возникнет социальный взрыв, а ведь к этому людей технично подводят. Если будет социальный взрыв, то могут ввести ЧП, и тогда власть останется еще надолго.
ВЗГЛЯД: Некоторые сторонники Джиоевой обещают взять власть «мягким путем». Они надеются, что большинство чиновников просто начнут выполнять лишь ее указания, а не Кокойты, после того как она проведет церемонию инаугурации 10 декабря... Это возможный сценарий?
М.Ц.: Если выборы признаны недействительными, то о чем можно еще говорить?
ВЗГЛЯД: Кокойты все происходящее называет «оранжевой революцией», которую спонсируют грузинские спецслужбы. Джиоева опровергает такие обвинения. Но при каких условиях Джиоева все же могла бы переориентироваться на Тбилиси? Что ее могло бы вынудить к этому?
М.Ц.: На площади люди отстаивают свои права. Весь народ стоит, пытаясь защитить свои права. И это можно назвать революцией или контрреволюцией, каждый волен называть это как ему нравится. Но если и происходит революция, то это революция нашего народа.