В четверг, выступая с четвертым посланием к Федеральному собранию, президент Дмитрий Медведев предложил комплексную реформу политической системы страны. Среди предложенных мер – возвращение к прямым выборам губернаторов, снижение требований к минимальной численности партий и к количеству подписей, которыми должен заручиться кандидат в президенты. Предложил президент изменить и порядок формирования самой Госдумы.
Люди, за которыми никто не стоит, баллотироваться в президенты не смогут. Для этого нужны и серьезные деньги, и организационные возможности кандидата
«Считаю целесообразным для укрепления связей депутатов с избирателями ввести пропорциональное представительство по 225 округам. Эта мера позволит каждой территории иметь своего непосредственного представителя в парламенте», – заявил он, добавив, что многие территории в настоящий момент не имеют ни одного собственного представителя в Госдуме.
О том, как могут быть реализованы инициативы президента, в интервью газете ВЗГЛЯД рассказал первый вице-спикер Госдумы от «Единой России», бывший вице-премьер Александр Жуков.
ВЗГЛЯД: Александр Дмитриевич, Дмитрий Медведев объявил о намерении снизить требования к минимальной численности партий до 500 человек. Не приведет ли это к появлению в России партий-однодневок, за которыми, кроме их лидеров, никто не стоит?
Александр Жуков: Высокие барьеры для партий ранее были установлены только для того, чтобы в России появились серьезные и солидные политические партии.
Эта задача была решена. У нас есть несколько партий, получивших поддержку серьезного числа избирателей, и они уже представлены в Госдуме. Поэтому опасности появления большого количества мелких партий, которые могут вытеснить все остальные, на данный момент уже нет. Мне кажется, что шаг в направлении либерализации – правильный. Даже если появятся несколько мелких партий, это никому не помешает. Ведь за принятие большинства решений все равно будут отвечать крупные партии, представленные в парламенте.
ВЗГЛЯД: Может, стоило снизить и порог для прохождения в Госдуму, например, до 3%?
А. Ж.: Все нужно делать постепенно. Вот сейчас мы снижаем требования к численности партий, а уже затем будем думать о последующих шагах в этом направлении.
ВЗГЛЯД: Что изменится с введением новой системы выдвижения кандидатов в депутаты Госдумы от 225 округов? Это частично возвращает нас к системе одномандатных округов? Правда, раньше в них могли баллотироваться и беспартийные самовыдвиженцы...
А. Ж.: Пока мы не видели конкретного законопроекта, который бы точно описывал, каким образом представители этих территорий будут избираться в Госдуму. На сегодня в разных странах существуют разные способы территориального представительства.
В одних государствах существуют прямые выборы одномандатников, которые уже существовали и в России. В этом случае зарегистрироваться кандидатом в депутаты может любой желающий. Есть также выборы одномандатников от партий. Это система существует в Германии. Можно выбрать любой из этих вариантов.
Главное, чтобы в парламент попадали не только представители партий, но и конкретные люди. Но какой конкретно механизм выдвижения кандидатов от территорий будет выбран в России, я сказать не могу. В любом случае это предложение абсолютно правильно.
Когда часть депутатов в Государственной думе представляют конкретных жителей определенных районов и городов, это очень полезно. Я сам четыре раза избирался по одномандатному округу в Госдуму и знаю, насколько серьезен этот отбор.
ВЗГЛЯД: Насколько, на ваш взгляд, обоснованно снижение числа подписей, которые теперь будет необходимо собрать кандидату в президенты?
А. Ж.: Каким-то кандидатам будет, действительно, проще зарегистрироваться на выборах президента. Но 300 тыс. подписей – не такая уж низкая планка. Тот человек, который не имеет реальной поддержки населения и собственной программы, собрать даже эти 300 тыс. подписей вряд ли сможет. Для этого нужны и серьезные деньги, и организационные возможности кандидата. Люди, за которыми никто не стоит, баллотироваться в президенты не смогут. Таким образом, разумный барьер на выборах президента будет сохранен.
ВЗГЛЯД: Президент объявил о возвращении прямых выборов губернаторов. Как это может отразиться на управляемости регионов?
А. Ж.: Выборность будет не совсем прямой, так как сохраняются определенные фильтры отбора этих кандидатов партиями и президентом. Так что, я думаю, потери управляемости отдельными территориями не произойдет.