Евросоюз в понедельник ввел очередной блок санкций в отношении Сирии. Теперь для режима Башара Асада заморожено европейское кредитование. Об этом сообщил дипломатический источник в кулуарах заседания Совета ЕС на уровне министров иностранных дел.
Так уже было в Ираке, в Югославии и в Ливии. Я называю это воинственным гуманизмом
Согласно проекту итогового заявления Совета ЕС на уровне глав МИДов, ЕС запретил кредитовать Сирию по линии Европейского инвестиционного банка. Под запрет попадают как новые кредиты, так и транши по уже действующим кредитным линиям. Дамаску заморозят любые виды европейской технической помощи, хотя Сирия остается одной из девяти стран – участниц европейской программы «Средиземноморского союза», на финансирование которой в 2007–2013 годах Европейский инвестиционный банк выделил 10,7 млрд евро.
Второй карательной мерой стало значительное расширение черного списка высокопоставленных сирийцев, которых объявят персонами нон-грата, а их банковские счета блокируют. Если ранее в этот список были включены 56 государственных деятелей во главе с Асадом и 19 крупных бизнесменов, то теперь к ним прибавились еще 18 представителей сирийского генералитета.
Впрочем, в Брюсселе пока оговорились, что «ливийский сценарий» для Сирии не планируется.
«Ситуация в Сирии едва ли будет развиваться по «ливийскому сценарию». Я не думаю, что все будет идти в том же направлении, что ситуация повторится. Мы должны внимательно следить за развитием событий, однако я не думаю, что в Сирии сложится такая же ситуация, как в Ливии», – заявила верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Кэтрин Эштон.
Эштон подчеркнула, что беспокойство о судьбе мирных граждан остается. По ее словам, возможные способы защиты гражданского населения необходимо рассматривать совместно с Лигой арабских государств.
Зампред комитета Госдумы по международным делам Андрей Климов считает, что положение в Сирии вообще сильно отличается от того, что было в Ливии и в других африканских странах.
«Санкции, которые сейчас вводит в отношении Сирии Евросоюз, – это неправильный путь. Я не знаю, какие выберет пути давления на Асада Евросоюз в дальнейшем, но все идет к бомбардировке. Так уже было в Ираке, в Югославии и в Ливии. Я называю это воинственным гуманизмом, и хотя понятно, что режим в Сирии не идеален, но с применением оружия ситуация из плохой может превратиться в очень плохую», – заявил депутат газете ВЗГЛЯД.
Однако к вооруженному вмешательству во внутрисирийские дела Брюссель пока не готов, и Эштон это в понедельник повторила.
В то же время представитель сирийской оппозиции в Москве Махмуд Хамза заявил газете ВЗГЛЯД, что, хотя экономические и визовые санкции в отношении сирийского командования, безусловно, важны, но никакого эффекта они не дадут.
«Режим Башара Асада в этом случае будет просто опираться на поддержку лояльных к нему Ирана и Ирака. И сирийское руководство это не остановит, – уверяет Хамза. – Евросоюзу нужно вводить политическую изоляцию Сирии. Для этого страны ЕС должны отозвать своих послов из Дамаска и отправить на родину сирийских дипломатов».
Оппозиционер уверяет, что никто, включая даже сирийскую оппозицию, не хочет начала гражданской войны в Сирии по ливийскому примеру, однако, если Евросоюз не предпримет более решительных шагов, предупреждает он, в стране и дальше будут гибнуть люди, умирать тысячи заключенных в тюрьмах и столько же пропадать без вести. «Асада ничто не остановит», – уверен Хамза.
Российская дипломатия не оставляет миротворческих усилий внутри Сирии. Как сообщает РИА «Новости», в Москву во вторник впервые прибывает эмиссар Сирийского национального совета – радикального крыла сирийской оппозиции (ранее в Россию приезжали лишь представители умеренного крыла, которых радикалы считают марионетками режима).
«Мы не прекращаем наших усилий, буквально 15 ноября у нас в Москве будет господин Бурхан Гальюн, представляющий Сирийский национальный совет. Это одна из оппозиционных групп, наиболее непримиримых по отношению к режиму», – сказал глава МИД РФ Сергей Лавров.
По его словам, российская сторона «постарается как-то донести нашу озабоченность, потому что борьба за власть – это вещь, которая часто становится самоцелью, но все-таки надо думать о своей стране и о своем народе».
«Тот же пример Ливии наглядно показал, что если бы был принят план Африканского союза, который предполагал переговоры, то десятки тысяч жизней можно было бы спасти», – подытожил Лавров.