Сетевая активность партий и политиков накануне выборов впервые заметна в Интернете гораздо сильнее, чем на экране. Артподготовку претенденты на места в парламенте начали еще летом, когда федеральные каналы находились фактически в затяжном отпуске, из которого, судя по всему, решили не возвращаться.
Формально, согласно закону «О равном доступе», телевидение обязано предоставлять площадку для партийной агитации, но, по мнению почти всех опрошенных газетой ВЗГЛЯД представителей партий, на этот тип рекламы надежды у участников выборов мало. Не здесь теперь ведутся компроматные войны, не здесь оперативно озвучиваются отклики партийных деятелей на все происходящее, не здесь очерняют одних и прославляют других.
Было
#{help=508342}Все это происходит в Сети, которая меняется стремительней, чем это можно было себе представить еще несколько лет назад.
Меняется все. И прежде всего формат и значение официальных сайтов партий. Если еще в ходе прошлой кампании сайты были лишь презентационными страницами, информирующими о существовании партии как таковой, то теперь они превращаются в важное (а в некоторых случаях уже и единственное) средство агитации и пропаганды.
Все партийные сайты, которые существуют в основной своей массе с начала 2000-х годов, публикуют выступления лидеров партий, объяснения внесенных, принятых или отвергнутых законопроектов, фотографии с мероприятий, видеоролики, критику оппонентов etc. Устоявшиеся жанры разбавляются такими форматами, как голосование за внесенные в Государственную думу законы, устроенное на сайте «Единой России».
Рейтинги сайтов партий по версии Liveinternet во всех случаях, кроме «ЕР», не выходят за полмиллиона уникальных посещений в месяц. Лидирует обновленный в июне интернет-ресурс «Единой России» с более чем миллионом пользователей, за ним идет КПРФ, отставая ровно в три раза (этот разрыв летом был двукратным, а сайт единороссов не дотягивал и до полумиллиона), сайт «Яблока» ежемесячно читают 90 тыс. человек, у ЛДПР – более 80 тыс. человек в месяц (рост с летних 50 тыс.), справедливороссы довольствуются 60 тыс. (двукратный рост), а «Правое дело» – 9 тыс. читателей. Сетевой рупор есть и у «Патриотов России», но о его посещаемости неизвестно ничего.
Помимо официальных площадок, партии обзаводятся различными сопутствующими форумами, которые, впрочем, посещаются гораздо менее активно. Сайты региональных отделений партии (больше всего их у «Единой России», которая представлена всеми субъектами Федерации) и личные страницы депутатов и руководства тоже работают на узнавание партий в Сети.
Политолог Вячеслав Данилов в интервью газете ВЗГЛЯД отметил, что «Интернет стал фронтиром публичной политической борьбы в России и будет таким оставаться». «У нас северная страна, а потому скакать по улицам или мерзнуть на мостовой, подобно тому как это делают жители Нью-Йорка, не получается. Фактор Интернета в публичной политике резко вырос за последний электоральный цикл. В основном по причине расширения доступа в Сеть – аудитория Интернета изменилась. Здесь появилось огромное количество электорально ценных людей: пенсионеров и бюджетников», – рассказал он.
Есть
#{interviewpolit}Современные социальные сети в одночасье стали одним из главных ресурсов в Сети, и политические партии начали осваивать и «Твиттер», заводя там аккаунты, и «Фейсбук», и «ВКонтакте», основывая соответствующие группы по интересам.
Пока из деятельности партий в блогах стоит отметить разве что тот факт, что Дмитрий Медведев пообещал зафрендить официальный твиттер-аккаунт сайта «Единой России», набравший более 10 тыс. подписчиков.
В среде, которая была изначально словно бы создана для мобилизации противников власти, особых успехов российским оппозиционным политикам добиться не удалось. Если в Белоруссии антилукашенковская группа «ВКонтакте» стала героем интернет-новостей, а на Ближнем Востоке с помощью социальных медиа свергались правительства, то в России блоги являются лишь ретрансляторами партийной позиции, которая всем и так известна. Это очень удобно и комфортно прежде всего для «ЕР» с ее стремлением донести до читателя конструктивную «повестку».
По мнению ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры Павла Салина, партизация Сети – во многом дань моде. «Принято считать, что социальные сети влияют на политику, – рассуждает Салин, – однако механизмы влияния подробно не просчитаны. Волна «твиттер-революций» на Ближнем Востоке сделала соцсети еще популярней. Есть запрос, есть и продукт».
Еще неизвестно, смогут ли блоги «выстрелить» в ходе уже следующей избирательной кампании, но «в таких рамках никто не мыслит, потому что столь долгого прогнозирования не ведется». На этих же выборах, полагает Салин, «политическая борьба в Сети будет вестись, но на результаты выборов она повлияет крайне опосредованно».
Точку зрения Салина подтверждает резкое падение уровня, качества и количества политических дискуссий в ЖЖ – старейшей общественно-политической площадке Рунета: партии, начавшие осваивать ее еще перед прошлыми думскими выборами, представлены в теряющем популярность «Живом журнале» слабо.
По словам политолога Павла Данилина, удивляться тут нечему. «В ЖЖ представителей партий в процентном соотношении ровно столько же, сколько в обычной жизни, поэтому партийная блогосфера не слишком велика. В случае с «Единой Россией» партия представлена в «Живом журнале» чаще всего молодежью: так, например, популярные дневники ведут депутаты ГД Роберт Шлегель и Максим Мищенко. Есть в блогах и руководство «ЕР», и представители «Молодой гвардии», и депутаты разных уровней власти».#{smallinfographicleft=531718}Оппоненты «ЕР» представлены в ЖЖ в основном одним-двумя фронтменами. «У эсеров это Дмитрий Гудков* и Сергей Миронов, у КПРФ и ЛДПР – только их собственные лидеры. Чуть лучше обстояли дела у «Правого дела», пока был Прохоров. У «Яблока» и «Патриотов России» все плохо, говорить об их присутствии в блогосфере трудно», – рассказал Данилин. Важным нюансом, по мнению политолога, является очень сильная и разнообразная левая идеология, которая существует в ЖЖ совершенно помимо КПРФ: «Речь идет об активности и Дарьи Митиной и ее товарищей, и Сергея Удальцова, и левых профсоюзов, не связанных с КПРФ. Разумеется, по интеллектуальному уровню дискуссий они дадут системным коммунистам 100 очков вперед».
Партийное видео – отдельный устоявшийся жанр, который очень долгое время оставался неизменным: ролики, выкладываемые в Сеть, повествовали о позиции партии или представляли собой выступления с трибун. Свой канал на YouTube есть у всех, но популярностью может похвастаться опять же лишь партия власти.
По мнению заместителя руководителя политического управления ЦИК «Единой России» Антона Сергеева, эти форматы себя исчерпали, и поэтому «ЕР», в отличие от всех остальных партий, просто транслирующих на YouTube свое видео, изобретает новые, почти телевизионные способы подачи информации.
«После того как мы получили новую, очень качественную технику, изменился и подход к работе с видео. Ключевая задача состоит в том, что нужно производить разный контент, уходить от «говорящих голов» и видеоблогов. Так, например, мы делаем «стриты»: люди на улицах высказываются о том, что их волнует. Мы используем прямую трансляцию и skype-конференции (по «Скайпу» связывались с региональными отделениями посетившие на минувшей неделе ЦИК «Единой России» Дмитрий Медведев и Владимир Путин) – собственно, это уже почти телевидение. Кроме того, отдельным блоком идут контрпропагандистские ролики».
К телевизионной модели движется и партийный канал ЛДПР, который пока представляет собой попытку настройки обратной связи между партией и обиженными людьми. Картину портит крайне плохая посещаемость сайта: 500 посетителей в день для федеральной парламентской партии явно недостаточно.
Будет
Учитывая утрату федеральными телеканалами способности всерьез формировать политическую повестку, стоит отметить, что именно у Сети есть в будущем все шансы стать главной политической площадкой. То, как именно происходят теперь предвыборные сетевые баталии, свидетельствует о том, что технология пропаганды и агитации видоизменяется, подстраиваясь под нужды пришедшего в Интернет во второй половине 2000-х годов пользователя.
«Изменился формат борьбы в Интернете. Если раньше, в цикле 2007 года, это была в основном пикировка интеллектуалов плюс политглум для циничных, но электорально ничтожных офисных сотрудников, то теперь речь идет о зоне активной агитации и пропаганды практически в стилистике стандартных несетевых кампаний. В Интернет импортировались технологии стандартного агитпропа, с определенной, разумеется, коррекцией под стандарты Сети», – рассказал газете ВЗГЛЯД Вячеслав Данилов.
Политолог убежден, что возврата к прежнему типу ведения кампаний в Сети ожидать не стоит. «Важная особенность нынешней кампании – отказ от технологий убеждения, чреватой занудными «срачами в каментах», в пользу борьбы за топ, то есть за перехват «повестки» и постоянное информационное присутствие. Важна мобилизация, которая достигается часто не только средствами непосредственного агитпропа. В ход идут погонщики ботов, компромат, фальсификации. Слова уступают, атакуют образы».
Самым показательным примером того, как «атакуют образы», может служить набравший за пару дней популярность ролик, в котором не существовавший «манифест» «Единой России» 2003 года приводился для того, чтобы показать «невыполненные обещания партии власти». Как выяснилось впоследствии, предъявленный документ партией никогда не принимался и официальным документом считаться не может. «Бредом сивой кобылы» называл бумагу, за которую ее авторов исключили из партии в том же 2003 году, член генсовета «ЕР» Олег Морозов.
Вячеслав Данилов полагает, что до выборов стоит ожидать вала «сливов», «компромата» и откровенного «фейка». «Даже в 2007 году, когда Интернет оставался во многом нишевой системой коммуникации для ограниченного круга лиц с крайне невысоким электоральным коэффициентом, накал предвыборной борьбы в Сети накануне дня выборов зашкаливал. Что же будет в течение этих оставшихся 40 дней – я даже подумать боюсь! Тем более что пользователей Интернета не получится привлечь за нарушение закона о тишине за день до выборов», – заявил политолог.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом