В среду комитету Госдумы по международным делам предстоит обсудить на своем заседании текст оговорок к договору об СНВ-3. В обсуждении должны участвовать представители МИДа и Минобороны. Условия думцев станут симметричным ответом на действия их американских коллег. Напомним, что подписанный в апреле президентами России и США договор был ратифицирован американскими сенаторами 23 декабря, однако ратификация не была безусловной – она сопровождалась двумя резолюциями, содержавшими оговорки.
Мы ратифицируем договор только в случае четкой увязки развития ПРО и СНВ
В первой из резолюций признавалась необходимость выделения 85 млрд долларов в течение ближайших 10 лет на модернизацию ядерного комплекса США. Вторая извещала российские власти о том, что США намерены и впредь продолжать развивать системы ПРО, причем, по мнению сенаторов, преамбула договора о СНВ-3 не должна в этом плане накладывать никаких юридических ограничений на США в области ПРО.
Если американская система ПРО будет развиваться без участия России, наша страна будет вынуждена выйти из договора СНВ-3 и начать наращивание своей боеспособности, несмотря на достигнутые недавно договоренности. Об этом предупредил заместитель председателя комитета Госдумы по международным делам Андрей Климов («Единая Россия») в интервью газете ВЗГЛЯД.
Андрей Климов |
ВЗГЛЯД: Андрей Аркадьевич, в среду на заседании комитета вам предстоит обсудить текст американских оговорок к договору об СНВ-3. С какими из предложенных в конгрессе поправок думцы могут согласиться, а с какими – нет?
Андрей Климов: Главное, что мы собираемся сделать, – это сбалансировать все сказанное и написанное нашими коллегами на Капитолийском холме. Если бы они ратифицировали этот сбалансированный документ без всяких оговорок, нам бы тоже не пришлось их вносить. Сейчас же любое изменение сопровождающих документов требует нашего зеркального ответа и нашей зеркальной реакции. Мы хотим со своей стороны разъяснить свою позицию по каждому из пунктов договора.
ВЗГЛЯД: Одна из основных оговорок, предложенных американскими сенаторами, касается того, что договор СНВ-3 не должен препятствовать развитию американской системы ПРО. Вы согласны с этим предложением?
А.К.: Мы собираемся дать зеркальные разъяснения по этому поводу и четко прописать, что договор об СНВ и развитие ПРО – связанные вещи. И наш парламент ратифицирует этот договор только в случае четкой увязки развития ПРО и СНВ.
Если же американцы в своей реальной политике, не на бумаге, перестанут связывать эти вещи и продолжат развивать ПРО, мы воспользуемся возможностью выйти из договора. И сделаем это. Мы постараемся это четко прописать. Так как мы подписали этот договор, понимая и подразумевая, что эти вещи отделить друг от друга невозможно.
ВЗГЛЯД: Однако Барак Обама уже пообещал американским сенаторам выделить 85 млрд долларов на переоснащение ядерных сил США в ближайшие 10 лет. На это решение вы сможете повлиять?
А. К.: Мы говорим, что мы, Российская Федерация, готовы вместе с США, Евросоюзом строить совместную систему противоракетной обороны от угроз из третьих стран. Мы говорим: давайте обсуждать это серьезно, привлекать экспертов.
Мы готовы ждать ответа. Но если в течение разумного времени мы вообще не получим никакого ответа или появится какая-то система ПРО без нашего участия, которая будет способна понизить нашу обороноспособность и безопасность, мы будем вынуждены принять собственные меры, способные свести эти меры к нулю.
#{smallinfographicleft=419292}Но это означает, что лет через десять может вспыхнуть очередная гонка вооружений, что также крайне плохо и нежелательно. Поэтому мы разъясняем, что если система ПРО будет развиваться совместно с нашей страной, то мы будем ее поддерживать деньгами и мозгами, если отдельно от нас – то мы будем воспринимать ее как враждебную силу и, как результат, выйдем из договора СНВ-3.
Если система нашей безопасности не будет в состоянии навести ответный удар при имеющемся боекомплекте, то нам придется изменять боекомплект российских войск. Если для этого потребуется наращивание обороны России вразрез договору, то нам все равно придется это сделать. И мы об этом тоже говорим. Если же создается совместная система противоракетной обороны, все эти вопросы вообще уходят на второй план. Поэтому связь ПРО и СНВ в документе мы укажем обязательно.
ВЗГЛЯД: Андрей Аркадьевич, а не получится ли так, что российские парламентарии внесут свои замечания и оговорки к тексту договора, а американские конгрессмены – свои, и каждая страна будет играть по своим правилам, тем более что текст договора уже ратифицирован в США?
А.К.: Оговорки будут сделаны не в текст договора, а в текст законопроекта о принятии договора. Теоретически эти документы могут сосуществовать до тех пор, пока одна из сторон не нарушит баланс, но не на бумаге, а на деле. Если президент США будет вести свою политику в соответствии с текстом основного договора СНВ-3, документ будет работать и развиваться. Если он будет мотивировать свои действия оговорками сената, что может противоречить нашим национальным оговоркам и интересам, мы просто дезавуируем этот документ и все.
Если же американской стороне покажется, что мы также играем по своим правилам, они будут иметь право выйти из договора так же, как и мы. Тогда каждая из стран начнет жить по своим собственным правилам, и начнется гонка вооружений. Но пока говорить о конкретном списке поправок нельзя. Мы озвучим их лишь по итогам обсуждения с представителями МИДа и Минобороны.