Прибывшая в МИСиС делегация была весьма представительной: Медведева сопровождали вице-премьеры Сергей Собянин, куратор проекта «Электронное правительство», и Игорь Шувалов, главы Минфина Алексей Кудрин, Минэкономразвития Эльвира Набиуллина, Минобрнауки Андрей Фурсенко и Минпромторга Виктор Христенко. Кроме того, в институт прибыли главы крупнейших российских компаний и госкорпораций: Виктор Вексельберг («Ренова»), куратор проекта «Сколково», Анатолий Чубайс (Роснано), Сергей Кириенко (Росатом) и Михаил Прохоров (ОНЭКСИМ).
Лаборатория «мозговых штурмов»
Мы никогда не относились к модернизации просто как к вопросу перехода на инновационную экономику, просто как к теме технологической модернизации
По причине каникул территория института была совершенно безлюдна. Лишь небольшая группа студентов в ожидании визита главы государства сосредоточилась в небольшом одноэтажном корпусе, расположенном сбоку от центрального входа и украшенном странной надписью «Инспираториум» («Inspiratorium»), выведенной черной латиницей по белой стене.
Президента внутри ждали не только студенты, но и руководитель «Инспираториума», кстати, бывший сотрудник администрации президента, действительный госсоветник III класса Сергей Хапров. Как оказалось, это помещение предназначено исключительно для «мозговых штурмов». «В лаборатории проводят опыты, в аудитории – слушают, а люди набираются промышленного вдохновения. В обычной жизни инноваторы – всегда в меньшинстве, – пояснил Хапров. – Мы создали площадку, на которой инноваторы были бы всегда в большинстве. Здесь мы обмениваемся идеями и энергиями, здесь ребята учатся методикам коллективного творчества».
Хапров хотел бы предложить вниманию президенту и конкретный проект – «вертомобиль», то есть легкий и дешевый вертолет, цена которого не превышала бы цену джипа. Именно с таким товаром, по его мнению, Россия и должна выходить на те рынки, которые она вполне может завоевать, – это страны Азии, Африки и Латинской Америки, где до сих пор не развиты дороги, а в самой России это Сибирь и Дальний Восток.
«Но главное, что бы я хотел сказать президенту: это миф, что инновации требуют больших денег. Инноватор – как подорожник, он сам пробивается. Нет, инновации требуют только веры, – сказал Хапров корреспонденту газеты ВЗГЛЯД. – И они должны приносить удовольствие тем, кто их делает. Если они не приносят удовольствия, то, скорее всего, и рынок их не воспримет».
Начать с виртуального
В центре внимания участников оказались венчурный капитал, точнее, проблемы, которые до сих пор тормозят его развитие в России.
На эту тему на заседании выступили и представители зарубежных компаний. Александр Галицкий, глава компании Almaz Capital Partners, которого пригласили выступить на заседании, признался газете ВЗГЛЯД, что собирается призвать власти уже в этом году принять первый пакет законодательных поправок, посвященных венчурным фондам. На его взгляд, такой сжатый срок вполне реален, поскольку наработки уже готовы: «Их сейчас обсуждают эксперты и представители компаний, а аккумулируются они в Минэкономразвития и в Роснано».
Галицкий сообщил газете ВЗГЛЯД, что намерен добиваться, чтобы участвующие в проекте «Сколково» компании уже в ближайшее время получили бы льготы, предусмотренные пока лишь на будущее. Галицкий считает, что так называемый «принцип экстерриториальности» будущего проекта можно успеть закрепить уже в том законопроекте о льготном режиме в «Сколково», который был принят весной Госдумой в первом чтении. По его мнению, ко второму чтению в законопроект следовало бы добавить поправки, которые позволят «виртуальному» «Сколково» начать работу, не дожидаясь физического окончания строительства.
За несколько минут до приезда самого Медведева в МИСиС в «твиттере» президента появилась запись: «Венчурный бизнес – это как раз та сфера, где риск – дело благородное. Сегодня будем обсуждать развитие венчурного инвестирования».
«Это весьма симптоматично»
На заседании Дмитрий Медведев затронул вопросы законодательного обеспечения работы венчурных компаний. По его словам, именно от роста рынка венчурного капитала и масштаба инвестиций в высокотехнологичные области зависит успех модернизации.
«Тенденция увеличения расходов отечественных компаний на исследования, научные разработки уже очевидна, однако венчурного рискового капитала по-прежнему мало. Развитие нашего инновационного рынка сдерживает отсутствие спроса на высокотехнологичную продукцию. Одна из причин – нехватка экономической мотивации, а также свободных денег для внедрения инноваций в производство», – посетовал глава государства.
Президент выразил уверенность, что в стране существует серьезный научный потенциал, есть немало «предприимчивых и талантливых людей», и вспомнил в этой связи молодежный лагерь на Селигере. «Должен признать, сильно впечатлен их энтузиазмом и способностями, которые необходимо поддерживать, дать шанс на успех», – отметил он.
По его мнению, нужно принять пять конкретных мер для развития венчурного капитала, в частности гармонизировать законодательство, развивать систему экспертизы и сервисных услуг, эффективно использовать грантовые средства, расширить возможности отечественного финансового рынка, а также обеспечить тесное взаимодействие всех звеньев инновационной цепочки.
Президент напомнил, что в последнее время им подписан целый ряд законов, которые содействуют технологической модернизации и развитию науки, и поручил правительству продолжить законодательную работу.
Вместе с тем он обратил внимание на то, что не стоит преувеличивать важность совершенствования законодательства. «Все эти организационно-правовые формы, могу вам сказать, я все-таки много занимался правовой практикой, все это чушь, если не будет правильного инвестиционного климата», – добавил он.
Говоря о модернизации в целом, глава государства обратил внимание присутствовавших на то, что обновление будет неосуществимо без борьбы с коррупцией и развития частной конкуренции. «Ни я, ни, надеюсь, все здесь присутствующие российские граждане никогда не относились к модернизации просто как к вопросу перехода на инновационную экономику, просто как к теме технологической модернизации. О чем говорят граждане, с чем трудно не согласиться – это вопросы противодействия коррупции, вопросы уменьшения административного влияния в нашей стране и вопросы развития честной конкуренции. Вот то, что три эти позиции наши люди выставляют в качестве ключевых, мне кажется, весьма и весьма симптоматично», – заявил президент.