Через три дня президенты России и США Дмитрий Медведев и Барак Обама подпишут в Праге новый договор о СНВ, согласно которому в течение семи лет страны на треть сократят свои стратегические наступательные вооружения. Для вступления документа в силу необходима его ратификация в парламентах двух стран. В понедельник помощник президента Сергей Приходько уточнил, что Москва не настаивает на одновременной ратификации и достаточно «более или менее синхронизированного» процесса.
Мы друг другу доверяем в значительно большей степени, чем раньше. У нас нет ощущения, что нас могут надуть
По его словам, «у нас с американцами сегодня другое качество отношений». «Мы друг другу доверяем в значительно большей степени, чем раньше. У нас нет ощущения, что нас могут надуть», − заявил Приходько.
Чиновник также заверил, что в случае «несостыковки» по времени ратификации «никакой трагедии» не произойдет, потому что этот «вопрос не носит политического характера». «У нас нет сомнения, что и Госдума, и американский парламент ратифицируют этот документ. Это мера ответственности каждого подписанта», − приводит слова Приходько «Интерфакс».
Однако пресс-служба ЛДПР сообщила в понедельник, что партия выступает против ратификации СНВ, как это было с предыдущими версиями документа в 1992-м и 2003 годах. Там пояснили, что реализация условий соглашения «не в пользу России». «Мы не должны быть в проигрыше», − заявил вождь ЛДПР Владимир Жириновский, добавляя, что нужно ставить вопрос о ядерном разоружении всей Азии, в том числе Китая, КНДР, Индии и Пакистана.
Между тем для американской администрации вопрос ратификации СНВ тоже очень важен. Замгоссекретаря по контролю за вооружениями и международной безопасности Эллен Тошер заявила в понедельник, что Вашингтон рассчитывает закончить все дела в течение года. «Я с нетерпением жду работы с сенатом, от которого мы будем добиваться одобрения и ратификации договора. Наша цель – поздней весной передать договор в сенат и увидеть ратификацию к концу года», − сказала дипломат.
Ранее министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что договор о СНВ будет внесен на ратификацию в Совет Федерации и Госдуму незамедлительно после его подписания.
Отметим, что если в России СНВ должен пройти через обе палаты парламента, то в США этим вопросом будет заниматься только сенат. Из 100 мандатов демократы контролируют 57 мест, республиканцы – 41, а остальные голоса − за независимыми сенаторами. Для положительного голосования нужно 67 голосов. Ранее некоторые республиканцы обещали голосовать против СНВ. Более того, в ноябре в США пройдут промежуточные выборы, в которых придется участвовать более трети сенаторов. Предыдущие голосования показывали, что сейчас республиканцам лучше удается проводить избирательные кампании, поэтому демократы могут потерять осенью несколько кресел, и ратификация окажется еще более сложной. Чтобы избежать лишних проблем, сторонники Барака Обамы попытаются устроить голосование до ноября. В 1992 году ситуация была совершенно иной, тогда за СНВ высказались 93 сенатора, а в 2003-м еще больше – 95.
Сейчас расклад сил другой, но в стане республиканцев есть влиятельные сенаторы, которые поддерживают ратификацию СНВ. По словам главы Center for Arms Control and Non-Proliferation Джона Исаакса, разоружение поддержали шесть очень консервативных республиканцев, среди них члены сенатского комитета по зарубежным связям Ричард Лугар, Бор Коркер и экс-кандидат в президенты Джон Маккейн. Всего эксперт поговорил с 20 республиканцами, которые не выразили явного возражения. Правда, они не скрывали озабоченностей по поводу противоракетной обороны и положения о ядерных складах. Эту группу должны поддержать независимые сенаторы, поэтому должно набраться необходимое число голосов.
Что касается торжественной церемонии подписания в Праге, то кроме президентов на нее приедут представители профильных комитетов парламентов двух стран. По словам Приходько, они обсудят вопрос ратификации СНВ.
Отметим, Договор о СНВ вступит в силу только с момента обмена ратификационными грамотами. Срок его действия – 10 лет. Договор может быть продлен по решению сторон на срок не более пяти лет, если ранее ему на смену не придет очередное соглашение по СНВ.