В среду на пленарной сессии Европарламента в Страсбурге было заявлено, что вопрос размещения элементов противоракетной обороны (ПРО) США в Европе «должен быть детально изучен и всесторонне проверен».
Сегодня при всем желании ни Европейский парламент, ни президент ЕС не смогут повлиять на диалог Вашингтона с отдельными европейскими странами
В Европарламенте обсуждали ежегодный доклад о европейской оборонной стратегии и политике в области безопасности, подготовленный комитетом по международным делам.
Как сообщает ИТАР-ТАСС, европарламентарии призвали Белый дом «учесть единый подход ЕС к противоракетной защите Европы». Еще они поддержали намерение России и США заключить новый договор о сокращении наступательных вооружений. Срок действия прежнего документа закончился 5 декабря прошлого года.
«Европарламент готов предпринять все необходимые меры для проведения более продуманной и эффективной внешней политики, – говорится в докладе. – Следует также расширить демократический контроль над этими сферами».
Отметим, что парламентарии из Восточной Европы попытались вычеркнуть из конечной версии документа упоминание о необходимости «учитывать мнение России при создании системы противоракетной обороны США в Европе». Но их предложение было проигнорировано.
Старший эксперт Центра политической конъюнктуры России Максим Минаев отмечает, что с принятием Лиссабонского договора, который заменил единой Европе конституцию, Европарламент начал эволюционировать, чтобы в дальнейшем приобрести функции «полноценного парламента» и влияния на предметную политику в рамках Евросоюза.
«Сейчас Европарламент находится на промежуточной стадии своего развития. Его нельзя назвать сугубо декларативным институтом, но и полноценного веса в европейской политической игре, конечно, у него нет. Исходя из этого можно сказать, что сейчас позиция Европарламента по вопросу размещения ПРО в Европе или единой оборонной политике ЕС является лишь рекомендательной для Брюсселя и отдельных Европейских столиц», − сказал Минаев газете ВЗГЛЯД.
Эксперт подчеркивает, что Европарламент выступает как субъект, обладающий своим мнением, но конечная позиция Евросоюза определяется президентом ЕС Херманом ван Ромпеем и главой европейского МИДа Кэтрин Эштон. Поэтому переоценивать позицию Европарламента по ПРО не следует. Также нужно учитывать, что в планах американской администрации Барака Обамы предусмотрено двустороннее сотрудничество с теми странами, которые могут в будущем согласиться разместить на своей территории элементы ПРО США.
Согласно новой стратегии Вашингтона, начало развертывания ПРО в Европе перенесено на 2015 год. Площадкой могут стать Румыния, Польша и Болгария. До момента появления первых наземных объектов у берегов Европы будут курсировать американские военные корабли с ракетами-перехватчиками на борту. Полностью позиционный район ПРО США будет создан к 2020 году.
Максим Минаев подчеркивает, что американская администрация не ведет переговоров с Брюсселем по вопросу размещения ПРО, в этот формат Вашингтон включает только прямых партнеров. «Сегодня при всем желании ни Европейский парламент, ни президент ЕС не смогут повлиять на диалог Вашингтона с отдельными европейскими странами. На данный момент у них просто нет таких полномочий, чтобы вмешиваться во внешнюю политику отдельных членов объединения», − пояснил эксперт.
Более того, с самого начала Вашингтон позиционировал свою идею как касающуюся в первую очередь США, а не тех стран, которые будут привлекаться в проект. К примеру, противоракетные элементы в Тихом Океане появились там после достижения американо-японских договоренностей, а мнение Южной Кореи, еще одного стратегического партнера США в регионе, не учитывалось. «Аналогичная формула применяется в Европе. Брюссель даже в перспективе не окажет никакого влияния на переговоры Вашингтона с Бухарестом», − утверждает политолог.
В этом вопросе есть и еще один немаловажный фактор, который тоже заметно нивелирует позицию Страсбурга и Брюсселя по поводу оборонной политики Америки. В бюджете США на 2011 год не заложены средства на развертывание ПРО в Европе.
«Сейчас это дискуссия на пустом месте. Объектов на данный момент нет. Денег на них не выделили. Учитывая отсутствие финансирования, какие-либо заявления по данному вопросу являются преждевременными. Конечное согласование позиций еще предстоит», − подытожил Максим Минаев.