Согласие румынских властей разместить на своей территории элементы американской противоракетной обороны озадачило Москву. Министр иностранных дел России Сергей Лавров выразил надежду, что американцы разъяснят Кремлю новые планы по ПРО в Румынии.
Мы ожидаем, что в контексте этого диалога наши американские партнеры дадут исчерпывающие объяснения тех вопросов
«Мы исходим из того, что у нас есть договоренность – договоренность двух президентов, и она уже начала выполняться, о том, чтобы в качестве первого шага провести совместный анализ угроз и рисков ракетного распространения», − сказал Лавров на пресс-конференции в пятницу в Берлине.
Глава российской дипломатии добавил: «Мы ожидаем, что в контексте этого диалога наши американские партнеры дадут исчерпывающие объяснения тех вопросов».
О готовности разместить у себя к 2015 году элементы американской ПРО румынские власти сообщили в четверг.
«Старая защита не покрывает румынскую территорию, а только маленькую ее часть на западе. Новая система защищает Румынию целиком. Румыния не экипирована против возможных ракетных атак», − заявил глава государства Траян Бэсеску на заседании совета по национальной безопасности.
Позднее информацию о появлении нового претендента для размещения ракет-перехватчиков среднего радиуса действия подтвердил Вашингтон, раскрывший некоторые подробности предстоящей сделки.
«Решение Румынии принять ракеты-перехватчики СМ-3 – отражение нашей стратегии в отношении развития и роста архитектуры, которая защитит всю Европу. Эти противоракеты имеют своей целью защитить США и их европейских союзников от иранской ракетной угрозы», − подчеркнул помощник госсекретаря Филипп Кроули.
Между тем не только Россия хочет пояснений. В Тирасполе в пятницу тоже выразили озабоченность. Депутат верховного совета непризнанной Приднестровской Молдавской республики Олег Гудымо заявил «Интерфаксу», что для Приднестровья членство Румынии в Североатлантическом альянсе «уже само по себе представляет угрозу».
«Хотя размещение ПРО непосредственно и не угрожает Приднестровью и не сможет дестабилизировать ситуацию здесь, − добавил он, − но в общем контексте расширение американского военного присутствия в Румынии – угроза безопасности нашего государства. И, безусловно, не может нас не тревожить».
По его мнению, ни о каком противопоставлении иранской ракетной угрозе в этом случае речи не идет. «Это говорит в первую очередь о том, что НАТО ползет на восток, несмотря на все заявления, что это не направлено против России, а исключительно создается для предотвращения иранской ракетной угрозы», − уверен депутат.
То есть это, как по Фрейду, – значит, у них есть какие-то мысли о том, что эта система может быть направлена против России, иначе зачем нас разубеждать в том, о чем мы и не спрашивали?
«Взять хотя бы географический фактор. Турция, граничащая с Ираном, является таким же полноправным членом НАТО, как и Румыния, однако возможность размещения там противоракет, насколько я помню, даже и не рассматривалась», − подчеркнул депутат.
В свою очередь, первый зампредседателя думского комитета по международным делам Леонид Слуцкий назвал заявления Вашингтона пиар-акцией для успокоения европейской общественности. «Это намерение США, как и предыдущие размещения ПРО на территории Польши и Чехии, скорее всего, не будет подкреплено финансированием и не будет реализовано», − сказал Слуцкий.
Он также не исключил, что этот «информационный выплеск» направлен на срыв идущих сейчас переговоров между Москвой и Вашингтоном по заключению нового договора по сокращению стратегических наступательных вооружений. «Да и Белый дом, и Госдепартамент публично заявляют, что переговоры вот-вот завершатся, что все хорошо, но ведь помимо внешней картинки есть и подспудная, есть и те силы, которые не заинтересованы в заключении этого договора. Словом, эту ситуацию лучше всего можно обозначить русской пословицей о том, что кто-то «строит хорошую мину при плохой игре», − рассуждает господин Слуцкий.
Свою позицию также обозначил российский постпред при НАТО Дмитрий Рогозин. В интервью «Эху Москвы» он, как и Лавров, потребовал от США рассказать России о тактико-технических характеристиках противоракет.
«Мы должны… убедиться в том, что эти системы не могут перехватывать тяжелые баллистические ракеты, которые стоят на вооружении России», − пояснил дипломат.
При этом Рогозин в чем-то согласился с мнением Слуцкого по поводу ситуации с переговорами по новому СНВ. «Самым прямым образом это отражается на формировании российской позиции на этих переговорах», − заявил Рогозин, добавив, что США не выполняют обещания привлечь Россию к консультациям по ПРО в Европе.
По его словам, ПРО США в Румынии может нести угрозу безопасности России. «Они (румыны и американцы) в полный голос говорят, что это не направлено против России. То есть это, как по Фрейду, − значит, у них есть какие-то мысли о том, что эта система может быть направлена против России, иначе зачем нас разубеждать в том, о чем мы и не спрашивали», − подчеркнул постпред.
По словам Филиппа Кроули, помимо непосредственно территории страны, ПРО будет базироваться в акватории Черного моря. Также США продолжат переговоры с другими европейскими странами о возможности размещения дополнительных противоракет. Ранее на такой вариант уже согласилась Польша, в ответ на что Россия заявила о своих планах серьезно усилить Балтийский флот.
Вместе с тем Кроули подчеркнул, что американские противоракеты в Европе не будут нести никакой опасности России. С этим частично соглашаются и российские эксперты.
«Для России непосредственной опасности нет. Мы на Румынию нападать не собираемся. Эта страна уже входила в соцлагерь. Кроме головной боли она ничего не приносила СССР. Поэтому к этому надо относиться спокойно», − заявил газете ВЗГЛЯД вице-президент Академии геополитических проблем Владимир Анохин.
Вместе с тем наблюдатели отмечали, что намерение США основательно закрепиться в Румынии может в конечном счете привести к тому, что в дополнение к ПРО в стране появятся и американские военные базы. «Сначала ракеты, потом вокруг них появятся охранные подразделения, из которых вырастает военная база, − и по нарастающей. Вот в этом есть опасность», − добавил Анохин.