Спустя 20 лет после окончания холодной войны НАТО и Россия договорились отодвинуть разногласия на задний план и наладить сотрудничество, пишет The New York Times, подводя итоги саммита североатлантического альянса.
Поэтому, что бы ни говорилось, ПРО будет служить облегчению возможной агрессии в отношении России
Теперь, отмечает издание, Медведеву предстоит убедить самих россиян в необходимости новых отношений с блоком.
Наметившееся сближение между Брюсселем и Москвой тем более поразительно, так как, напоминает Christian Science Monitor, НАТО обязано своим существованием противостоянию с СССР. «Когда российский президент Дмитрий Медведев присоединился в субботу к лидерам НАТО, среди которых был президент Обама, Россия дала официальное согласие на расширение сотрудничества с НАТО по Афганистану. Россия разрешила увеличить транзит натовских грузов через свою территорию и впервые согласилась на вывоз нелетального военного оборудования с территории Афганистана через свои границы. Наверное, еще более поразительным для тех, у кого жива память о холодной войне, является другое. Россия не только согласилась с принятым на саммите НАТО решением о создании системы противоракетной обороны для защиты европейской территории и населения от атак баллистических ракет, но и заявила о своем согласии совместно с НАТО изучить возможности сотрудничества в области ПРО и способы налаживания взаимодействия двух систем в перспективе», – отмечает издание.
Далеко не последнюю роль в «перезагрузке» между Россией и альянсом сыграла позиция США, отмечает Le Temps. «Радикальный поворот в отношениях с Россией отмечен печатью Белого дома. Несмотря на противодействие стран Балтики, Польши и Чехии, Барак Обама хочет и дальше развивать отношения с Кремлем», – пишет газета.
Пожалуй, еще более серьезную роль Вашингтон сыграл в разработке новой стратегии НАТО, которая, считают журналисты, соответствует исключительно американским приоритетам. «Единственное, чего не хватает в программе саммита по стратегической концепции, – это серьезное обсуждение стратегии. Частично причина заключается в том, что НАТО, собственно, не имеет стратегии и не может иметь своей стратегии. На самом деле, НАТО является инструментом стратегии США. Его единственная действующая стратегическая концепция – это та, которую осуществляют США», – констатирует канадская Global Research.
Единственный, кто осмеливается определять стратегию, отмечает издание, – это Збигнев Бжезинский, считающий НАТО одним из институтов, призванных сохранить американскую гегемонию. «Американский метод постоянного торга, диалога, распространения и стремления к формальному консенсусу преодолевает любое сопротивление, которое может порой возникать. Так, Германия и Франция изначально сопротивлялись грузинскому членству в НАТО, так же, как и печально известному ракетному щиту, воспринимая это как вопиющие провокации, которые при отсутствии стоящей цели начнут новую гонку вооружений с Россией и повредят плодотворным отношениям Германии и Франции с Москвой. Однако США не принимают «нет» в качестве ответа, продолжают вторить свои императивы, и сопротивление тает», – отмечается в статье.
Истинная скрытая концепция США, пишет газета, заключается в том, чтобы «изолировать, запугать и в конечном счете спровоцировать крупные страны, считающиеся соперниками», а именно Россию и Китай. «Поэтому, что бы ни говорилось, ПРО будет служить облегчению возможной агрессии в отношении России. Окружение России продолжается в Черном море, в Балтийском и в Северном полярном круге», – приводит Иносми перевод публикации.
Пресса также отмечает, что после саммита главной задачей американского лидера Барака Обамы становится ратификация СНВ. Европейские союзники США, пишет Washington Post, уже высказали свою озабоченность возможным срывом голосования в конгрессе. «Фиаско договора повредит попыткам Запада решить проблемы Ирана и дислокации российских вооружений у границ Восточной Европы. Без СНВ-3 будет трудно провести задуманные Обамой новые переговоры о сокращении российского тактического ядерного оружия, которое может поражать Восточную и Центральную Европу и исчисляется тысячами единиц», – пишет газета.
Если республиканцам в Сенате удастся оттянуть ратификацию нового договора, пройдут месяцы, прежде чем американские инспекторы смогут снова взглянуть на российское ядерное оружие, соглашается The Los Angeles Times. «Такой крайне негативный исход нарушил бы национальную безопасность США и отбросил мировой контроль над вооружениями на годы назад. Было бы глупо и неправильно позволить партийной политике положить конец этой эре сотрудничества. Еще хуже перспектива лишить нас представления об истинном масштабе и возможностях российского арсенала», – пишет сенатор-демократ от Калифорнии Дайана Фейнштейн.
Кроме того, напоминает Usatoday, блокирование ратификации договора станет сигналом для России о том, что США нельзя рассматривать как надежного партнера, и, возможно, она более не будет поддерживать стремления Вашингтона изолировать Иран. «Договор является примером того, что Россия и США способны работать вместе над сложными и спорными вопросами», – говорит бывший глава национального управления ядерной безопасности США Линтон Брукс.