США не видят никаких препятствий для активизации сотрудничества между Россией и НАТО в сфере ПРО. «На следующей неделе в Лиссабоне пройдет саммит Россия – НАТО. Вопрос о ПРО входит в перечень тем, которые предстоит обсудить», – признал в субботу в Вашингтоне представитель госдепартамента Филип Кроули.
Мы хотели бы добиться сотрудничества между США, Россией и НАТО в том, что касается ПРО. И мы надеемся, что этот вопрос будет обсуждаться на следующей неделе
Кроули, которого цитирует «Интерфакс», подчеркнул, что США «предложили России в полном объеме сотрудничать по ПРО». «Мы ясно дали понять, что в соглашении по СНВ нет никаких пунктов, которые бы запрещали нам развивать наши собственные возможности по противоракетной обороне. Мы хотели бы добиться сотрудничества между США, Россией и НАТО в том, что касается ПРО. И мы надеемся, что этот вопрос будет обсуждаться на следующей неделе», – отметил представитель госдепартамента.
Как уже сообщалось, министр иностранных дел РФ Сергей Лавров заявил накануне, что считает маловероятным, что у России и НАТО получится создать общую систему противоракетной обороны. «Я не думаю, что у нас будет с НАТО общий ключ в системе ПРО – или мы отдадим свой, или они отдадут свой», – сказал Лавров. По его словам, сейчас РФ и НАТО осуществляют «общий обзор имеющихся рисков, в том числе и в системе ПРО».
«Если мы не успеем его закончить до Лиссабонского саммита, то продолжим и после. Мы можем договориться о совместном анализе рисков и определить их, но все же я не думаю, что у нас будет с НАТО общий ключ в системе ПРО», – сказал глава МИД РФ. «Я не думаю, что можно в ПРО создать общий ключ, либо американцы нам отдадут ключ, либо мы отдадим, – признал Лавров. – Надо искать решения на основе анализа общих рисков».
Саммит Россия – НАТО пройдет в Лиссабоне 20 ноября. Ожидается участие президента России Дмитрия Медведева.
Связи России и НАТО обсуждались накануне и в Варшаве, где открылась осенняя сессия Парламентской ассамблеи НАТО. В рамках сессии даже прошло специальное заседание, посвященное стратегическому партнерству России и НАТО. В нем участвовала и депутация российских парламентариев. С докладами на встрече выступили бывшие министры иностранных дел России и Польши Игорь Иванов и Адам Ротфельд.
«Мы обсуждали, какими должны быть наши отношения после саммита в Лиссабоне, какое место России в новой стратегической концепции НАТО и какие с обеих сторон есть препятствия для сотрудничества», – отметил Ротфельд. По мнению бывшего министра, проблема заключается не столько в безопасности, сколько в обоюдной нехватке доверия. «НАТО не является организацией, которая угрожает России», – сказал он, добавив, что обеим сторонам необходимо изменить риторику.
«Направление нам ясно, не хватает практических, транспарентных, нормальных действий. Пора перейти от слов к делу», – подчеркнул, в свою очередь, председатель комитета российской Госдумы по обороне Виктор Заварзин. Касаясь участия России в создании общей системы противоракетной обороны, он отметил, что «это не быстро решаемый вопрос, но мы должны сесть за стол переговоров и начать диалог не декларативными заявлениями, а путем совместных действий». По словам Заварзина, на саммите в Лиссабоне Россия будет инициировать рассмотрение этого вопроса.
Пока Москва активно предлагает свое участие в создании общей ПРО НАТО, один из участников самого альянса Анкара выступила фактически против размещения ее элементов на своей территории. Парадокс также и в том, что США негласно считают главной угрозой, от которой потребуется щит ПРО, Иран, в то время как их союзник по блоку Турция не просто расширяет торговлю с этой страной, но и фактически налаживает дружеские отношения с исламской республикой.
Как стало известно в субботу, президент Турции Абдулла Гюль направил лидерам стран – участниц НАТО письмо, в котором излагает позицию Анкары по вопросу развертывания элементов системы противоракетной обороны (ПРО) НАТО на турецкой земле.
Источники в президентской администрации не раскрывают деталей письма, обращая внимание на «чувствительность» турецкой стороны в отношении вопроса ПРО, сообщает РИА «Новости».
Между тем турецкое руководство настаивает на том, чтобы система ПРО создавалась в рамках НАТО, была направлена на обеспечение безопасности стран – членов альянса, а итоговый документ по ПРО, который планируется принять на саммите НАТО в Лиссабоне 19–20 ноября, не должен содержать указания на конкретную страну как на источник угрозы. В частности, это касается Ирана, с которым Турция в последнее время тесно сотрудничает. Особенно активно идет между ними торговля нефтью.
Другим раздражителем в отношениях Вашингтона и Анкары, кроме Ирана, стал и Израиль. В то время как США продолжают считать Израиль своим близким союзником и поддерживать его, турецкие власти внесли недавно еврейское государство в официальный список стран, представляющих угрозу для Турции.
Глава турецкого правительства Тайип Эрдоган в пятницу заявил, что в Анкаре еще не приняли окончательное решение по вопросу развертывания элементов системы ПРО. После встречи в Сеуле с президентом США Бараком Обамой Эрдоган туманно заявил, что позиция его страны будет окончательно определена на саммите НАТО в столице Португалии. Турцию на нем будут представлять президент, министры иностранных дел и обороны.