Россия пока не принимала окончательного решения об отказе от размещения комплексов «Искандер» под Калининградом, коими Москва планировала ответить на базу для противоракет в Польше и радар в Чехии.
Противоракетная оборона должна иметь глобальный характер, а не создаваться изолированно двумя-тремя странами
Как известно, администрация Барака Обамы приняла решение отказаться от развертывания третьего позиционного района ПРО в нынешнем виде, и в минувшую субботу заместитель министра обороны РФ Владимир Поповкин заметил, что его ведомство готово, в свою очередь, отказаться и от «Искандеров» в Калининградской области. Однако решающая установка пока не озвучена, озвучить её должен лично президент.
«Решения такого не принято. Это должно быть политическое решение, – заявил в понедельник начальник российского Генштаба Николай Макаров. – И я не могу принять такое решение, его должен принять президент».
Напомним, что именно Дмитрий Медведев в свое время предложил использовать «Искандеры» в качестве ответной меры на ПРО США. Но и тогда, и позднее в Кремле подчеркивали, что речь идет именно об ответных мерах: не будет ПРО, не будет и «Искандеров».
Проблема, однако, в том, что систему противоракетной обороны в Восточной Европе Соединенные Штаты всё равно планируют развертывать, хотя и в несколько ином виде. «Они (США) от системы ПРО не отказываются, её заменяют морским компонентом», – напомнил Макаров, слова которого приводит «Интерфакс».
Действительно, ранее зампредседателя Объединенного комитета начальников штабов США Джеймс Картрайт заявил, что три корабля военно-морских сил США в Средиземном и Северном морях будут прикрывать ракетоопасные направления в период до создания новой системы ПРО. Она же, по его словам, будет размещаться не в Чехии и Польше, а «где-то ближе к Кавказу».
Россия к этому, по словам Макарова, относится отрицательно. Генштаб считает, что глобальную ПРО нужно создавать совместно, благо возможности для этого есть. «Но пока на глобальную ПРО они не идут. Разговор такой конкретно не состоялся. Пока идут консультации, работают рабочие группы», – резюмировал Макаров.
Буквально накануне о важности создания глобальной системы ПРО говорил лично Дмитрий Медведев. «Противоракетная оборона должна иметь глобальный характер, а не создаваться изолированно двумя-тремя странами. Я надеюсь, что это наши американские партнеры услышали», – сказал глава государства, отметив, что в позиции США есть определенные позитивные подвижки.
Тут стоит отметить, что в четверг президент США Барак Обама заявил буквально следующее: «Мы приветствуем сотрудничество с Россией. Мы будем вместе двигаться к укреплению безопасности и приглашаем Россию к сотрудничеству в создании нашей новой системы ПРО».
Тогда же генсек НАТО Андерс Фог Расмуссен заявил о необходимости изучить возможность объединения систем ПРО США, НАТО и России, назвав последнее решение Обамы по ПРО «положительным шагом».
Судя по всему, окончательное решение по «Искандерам» и некое промежуточное решение по ПРО может быть принято по итогам личной встречи Дмитрия Медведева и Барака Обамы в четверг в США, куда российский лидер направляется с рабочим визитом (к слову, генерал Макаров президента сопровождает).
Кроме того, американцы явно рассчитывают, что их уступки по ПРО могут повлиять на позицию России по Ирану, хотя официально обе стороны отрицают возможность подобной «сделки». Словом, торг продолжается.