Хотя официальный Душанбе заверяет, что закрепленный в конституции статус русского как языка межнационального общения пересмотру не подлежит, тем не менее в стране уже поговаривают о проведении референдума для исключения этой нормы из основного закона. Проблемы между двумя государствами намечаются и в военном сотрудничестве.
В четверг Дмитрий Медведев начинает двухдневный визит в Душанбе, в рамках которого у президента России запланированы переговоры с таджикским лидером Эмомали Рахмоном, а также встречи с главой Афганистана Хамидом Карзаем и главой Пакистана Асифом Али Зардари.
Как сообщил в преддверии визита помощник российского президента Сергей Приходько, главы двух государств намерены рассмотреть вопросы сотрудничества в энергетике и экономике, а также в военно-технической сфере и взаимодействия рамках ЕврАзЭС, СНГ и ОДКБ.
Одним из основных событий во время пребывания в Душанбе российского лидера станет торжественное открытие Сангтудинской ГЭС-1, построенной в 160 километрах от столицы Таджикистана при участии российских компаний.
«Сооружение ГЭС – это демонстрация наших возможностей и готовности России участвовать в развитии энергетики в Средней Азии. Пуск гидроэлектростанции – это реальный вклад в развитие Таджикистана и вывод нашего взаимодействия на новую основу», – пояснил Приходько.
Отдельной темой переговоров двух лидеров станет вопрос о статусе российского языка в среднеазиатской республике.
Напомним, несколькими днями ранее Рахмон внес на рассмотрение парламента новую редакцию закона «О государственном языке», в которой русских язык фактически лишается статуса языка межнационального общения.
Москва уже высказывала свое недоумение по поводу таджикской законодательной новеллы. Однако МИД республики поспешил заверить Россию в том, что за русским языком сохранится его роль, прописанная в конституции.
«Нельзя сказать, что у нас большая тревога по этому поводу, но дополнительные разъяснения нам было бы необходимо получить. Насколько мы понимаем, изменения, которые планируется внести в законодательство Таджикистана, касаются распространения таджикского языка. Как нам разъяснял глава МИД Таджикистана и другие официальные лица, роль русского языка как языка межнационального общения менять никто не собирается», – заметил Приходько.
Однако, как сообщили «Интерфаксу» источники в таджикском парламенте, в стране уже планируется проведение референдума с целью убрать статью конституции, закрепляющую за русским статус языка межнационального общения.
Не менее неприятная для Москвы ситуация складывается и в вопросе военного сотрудничества с Душанбе. Последний по-прежнему настаивает на том, чтобы Россия начала платить аренду за размещенную на территории республики 201-ю военную базу и аэродром «Айни», который, по слухам, несмотря на прошлогодние договоренности, вообще может достаться военным США. Кроме того, Душанбе намеревается добиться вывода с территории республики базирующейся у афганской границы российской пограничной группы ФСБ, против присутствия которой активно выступает Вашингтон.