До приезда в Москву президента США Барака Обамы остается меньше недели. И на Смоленской площади еще раз напомнили, чего ждут от этого события в первую очередь.
Идея Договора о евробезопасности направлена на то, чтобы устранить системные проблемы
По словам замминистра иностранных дел Андрея Нестеренко, Москва ожидает «серьезного разговора» по проблематике противоракетной обороны (ПРО).
Напомним, создать третий позиционный район ПРО в Восточной Европе пришло в голову предыдущему хозяину Белого дома Джорджу Бушу-младшему больше двух лет назад. Москва на это заявила, что считает появление таких систем – радара в Чехии и противоракет в Польше – угрозой своей национальной безопасности. Все двусторонние консультации не привели к компромиссу.
Более того, президент России Дмитрий Медведев в ноябре прошлого года впервые не исключил, что в случае создания ПРО в Восточной Европе Москва разместит в Калининградской области тактические ракетные комплексы «Искандер». Вашингтон мотивирует свои планы стремлением защитить европейских союзников от гипотетического ракетного удара со стороны Ирана или Северной Кореи.
Между тем смена президента США посеяла надежды у российского руководства, что новая американская администрация изменит отношение к позиции Москвы по вопросам безопасности. Однако пока эти ожидания не оправдались. Причем в четверг в США еще раз подтвердили желание создать свою ПРО и добиваться для Грузии и Украины вступления в НАТО.
Главной темой на переговорах Медведева и Обамы станет проблематика окончания срока действия в декабре договора о стратегических наступательных вооружениях (СНВ). Москва видит прямую связь между заключением нового соглашения и появлением ПРО в Европе. По идеальному сценарию, приемлемым для России стал бы вариант, при котором США отказались от военной экспансии в Польшу и Чехию.
«Ожидаем серьезного разговора по проблематике ПРО, которая тесно взаимосвязана с вопросами сокращения стратегических наступательных вооружений», – заявил господин Нестеренко.
Что касается самого визита, то, как передает ИТАР-ТАСС, по словам дипломата, подготовка к приезду Обамы находится на финальной стадии.
Говоря об СНВ, Нестеренко напомнил о трех раундах переговоров по этой теме, в ходе которых «состоялся детальный и откровенный обмен мнениями относительно облика будущего соглашения».
Еще дипломат рассказал, что набирают оборот дискуссии о разработке Договора по евробезопасности, идею которого предложил Дмитрий Медведев летом прошлого года (до трагических событий в Южной Осетии). «Встречи показали наличие серьезного интереса у партнеров к совместной работе по решению проблем в сфере евроатлантической безопасности», – заверил он.
По словам Нестеренко, многие политологические центры обращаются к предложению России и стремятся внести вклад в проработку конкретных аспектов. «Нередко слышим беспокойства о ситуации с целым рядом областей, в которых наблюдаются угрозы и риски. Это и кавказский кризис, ситуация вокруг ДОВСЕ и положение дел в борьбе с терроризмом», – пояснил он.
«Идея договора (о евробезопасности) направлена на то, чтобы устранить системные проблемы, отсутствие решения которых сковывает общие действия по многим направлениям», – подчеркнул господин Нестеренко.
Говоря о других международных проблемах, Нестеренко назвал возможное введение санкций против Ирана в связи с внутриполитическими проблемами в исламской республике после выборов контрпродуктивным и неправомерным. «Все разногласия должны быть урегулированы в правовом поле в соответствии с законодательством страны», – заявил он.
Что касается последних пусков Северной Кореей ракет малой дальности, которые в четверг успел прокомментировать глава внешнеполитического ведомства Сергей Лавров, то Нестеренко также отказался от скорых оценок. Он считает, что нужно дождаться официального подтверждения информации, а не полагаться на публикации в СМИ. Правда, он добавил, что Россия всегда призывала Пхеньян не осложнять ситуацию в регионе.
Ранее официальные представители Южной Кореи заявили, что КНДР произвела четыре пуска ракет малой дальности класса «земля-море» с полигона на восточном побережье. По некоторым данным, они упали в 100 километрах от побережья.
Добавим, что Совет Безопасности ООН 12 июня принял резолюцию с новыми санкциями в отношении КНДР в связи с проведенным Пхеньяном 25 мая ядерным подземным испытанием. Документом предусмотрены международные санкции в отношении северокорейского руководства, ужесточение оружейного эмбарго и досмотр судов в открытом море по подозрению в перевозке в КНДР запрещенных грузов (только с согласия капитана судна).