Министр иностранных дел Израиля Авигдор Либерман завершил свой первый визит в Россию отчетом об итогах поездки на пресс-конференции. Накануне лидер партии «Наш дом – Израиль» (НДИ) и репатриант из Молдавии провел переговоры с российским коллегой Сергеем Лавровым, а также президентом России Дмитрием Медведевым и премьером Владимиром Путиным.
Чего говорить с ХАМАС, если оно говорит – мы вас уничтожим. Пусть ХАМАС изменит позицию и после этого приходит
В частности, иерусалимский гость перечислил главе российского государства все причины того, почему отношения между РФ и Израилем должны быть теплыми и дружественными, а с премьером поговорил о Пушкине, пошутив на тему национальности великого поэта.
Президент института Ближнего Востока Евгений Сатановский объясняет столь высокое внимание к Либерману тем, что в Россию впервые приехал русскоговорящий министр иностранных дел Израиля. Кроме того, Либерман возглавляет третью по численности в кнессете партию, которая заставила правительство внести в программу пункт о стратегических отношениях с Россией. Ранее такие отношения у Иерусалима были только с Вашингтоном.
«Он пробивает через антироссийские лоббистские круги Израиля соглашения одно за другим в сферах, которые России важны и интересны», – сказал Евгений Сатановский газете ВЗГЛЯД. Речь идет о высоких технологиях, космосе, оборонной промышленности, связи. И сейчас у России появился шанс использовать еврейское государство как дополнительный мост к западному миру.
Собственно, на пресс-конференции журналисты заставили Либермана пройтись по основным пунктам ближневосточной тематики. Так, он заявил, что Израиль не угрожает ни одному арабскому государству. Причем, по его словам, главная конфронтация на Ближнем Востоке идет внутри исламского мира, а не между палестинцами и Израилем.
Как отмечает РИА «Новости», министр подчеркнул, что угрозу недавно сформированному палестинскому правительству во главе с Салямом Файядом представляет движение ХАМАС, так же как и правительству Фуада Синьоры в Ливане угрожает ливанское движение «Хезболла». «Те, кто пытался устроить заговор против (египетского президента) Мубарака на территории Египта, – это Иран, Ирак и «Хезболла», – добавил Либерман.
Также он развеял предположения о возможных превентивных ударах Израиля по Ирану, который на Западе подозревают в разработке ядерного оружия. «Мы не будем бомбить Иран... Мы не хотим, чтобы нашими руками решали мировую проблему», – заверил лидер НДИ.
Что касается сроков проведения ближневосточной конференции, которая должна состояться в Москве до конца года, министр заявил, что точная дата должна определиться во второй половине июля, после визита президента США Барака Обамы в Россию.
«До конца еще ничего не прояснилось, но для того, чтобы это было конференцией реальной, с реальным содержанием, а не просто тусовкой, нужно сформулировать очень четко параметры этой конференции, участников, заранее определить ее цели и результат, который хотят достигнуть. Я думаю, что все будет вырабатываться со второй половины июля, после визита Обамы в Москву», – сказал господин Либерман.
Евгений Сатановский в этой связи отмечает, что Израиль заинтересован участвовать в конференции не сильнее остальных сторон. Но если все опции, которые обговорили на переговорах Лавров с Либерманом, будут выполнены, то Иерусалим это мероприятие по крайней мере не проигнорирует.
Ранее правительство Израиля предупреждало, что, если на форум пригласят представителей ХАМАС, «Хезболлы» или Ирана (всех их объединяет заявленная цель – уничтожение еврейского государства), государство проигнорирует форум в Москве. Сатановский с такой постановкой вопроса согласен. «Чего говорить с ХАМАС, если оно говорит – мы вас уничтожим. Пусть ХАМАС изменит позицию и после этого приходит. А если Израиля не будет на конференции, она теряет всякий смысл», – уверен эксперт.
Однако, по его словам, Россия – очень выгодное для Израиля место проведения конференции, так как Москва не учит Иерусалим, как жить, к чему склонны европейцы и США.
«Мы не рассказываем им сказок о том, какие замечательные теории они должны еще и еще раз внедрить в жизнь, перед тем как наступит счастье», – утверждает господин Сатановский. По его словам, Россия накопила опыт отношений с тем же регионом, начиная с Афганистана и заканчивая двумя чеченскими кампаниями. Россия узнала исламистский терроризм и цену «европейским посредникам».
«У нас с израильтянами одни и те же советчики и примерно с одним и тем же успехом», – подытожил Евгений Сатановский в беседе с корреспондентом газеты ВЗГЛЯД.
Стоит отметить, что сама Москва заинтересована в проведении означенной конференции, прежде всего, из имиджевых интересов и надежды увеличить свое геополитическое влияние. С одной стороны, у РФ в этом вопросе есть определенный козырь – теплые отношения с Палестинской национальной администрацией и опыт контактов с ХАМАС.
С другой, эти самые контакты крайне нервируют Иерусалим. Несколько недель назад Лавров провел переговоры с главой политбюро ХАМАС Халидом Машалем и, судя по всему, пригласил делегацию исламистов принять участие в московской конференции. По крайней мере не исключил возможность участия ХАМАС в ней, мотивировав тем, что исламисты из сопротивления в свое время «были избраны на парламентских выборах» и «выражают мнение значительной части палестинского народа».
В ответ Либерман заявил, что в этом случае израильские дипломаты на конференции в Москве не появятся, а правительство Беньямина Нетаньяху заявило, что «глубоко разочаровано» фактом переговоров Лаврова и Машаля в принципе.
При этом, по слухам, реакция готовилась куда более жесткая, но тот же Либерман, уже заполучивший в мире имидж политика «пророссийского» и «крайне правого», убедил Нетаньяху повременить с выпадами до своего визита в Москву.
Как бы там ни было, в успех московской конференции верится слабо: и Нетаньяху, и Либерман на сегодняшний выступают против создания палестинского государства, мотивируя тем, что без восстановленной инфраструктуры и поднятой экономики полностью независимая ПНА превратится в рассадник терроризма.