Президент Ингушетии Юнус-Бек Евкуров, чей кортеж был взорван в понедельник утром в Назрани, по-прежнему находится без сознания. Однако пресс-секретарь главы республики Калой Ахильгов уверен, что президент вернется на свой пост, как только ему позволит состояние здоровья.
Политика Евкурова очень серьезно отличается от всего, что мы наблюдали на Кавказе раньше. Это была попытка системных изменений
Пока московские врачи борются за жизнь Юнус-Бека Евкурова, лидер Чечни Рамзан Кадыров обещает провести «расследование по горским обычаям» и «жестоко» отомстить за своего «брата, близкого товарища». По его словам, все чеченцы молятся за здоровье президента соседней республики, а «нелюди, шайтаны, тяжело ранившие Евкурова, будут об этом сожалеть».
Заявления эти Кадыров озвучил после встречи с Рашидом Гайсановым, временно исполняющим обязанности Евкурова. Встреча эта была организована на следующий день после совещания у президента России. Предположительно, Кадырову было поручено скоординировать деятельность правоохранительных сил Чечни и Ингушетии (ранее «дырки» в координации приводили даже к перестрелкам на границе). При этом в МВД Ингушетии уже успели заявить, что ни о каком контроле со стороны Кадырова за силовиками их республики и речи не идет.
Тем не менее сенатор Асламбек Аслаханов призывает относиться к словам Кадырова серьезно: «Он сумел создать боеспособную милицию и военные силы, которые в том числе прекрасно действуют в горах». Парламентарий уверил газету ВЗГЛЯД, что президенту Чечни вполне по силам «помочь Ингушетии в борьбе с теми, которые хотят жить по понятиям, а не по законам». При этом вопрос об объединении двух республик, который периодически возникает фактически из воздуха, по его словам, на деле «совершенно неактуален».
Руководитель департамента региональных исследований Центра политических технологий Ростислав Туровский согласен, что гипотеза о слиянии Чечни и Ингушетии не более чем «часть очередной политической кампании Кадырова». А вот готовность чеченского флагмана пройтись контртеррористическим маршем по соседней республике, по мнению политолога, объясняется не только желанием отомстить за «близкого товарища», но и стремлением укрепить свой авторитет внутри собственного региона.
«Кадыров не может удержаться от соблазна вмешаться в эту ситуацию. Ситуация в Чечне такова, что ему надо постоянно утверждаться в роли лидера. В том числе посредством внешней экспансии», – сказал газете ВЗГЛЯД Туровский.
Политолог Леонид Радзиховский, в свою очередь, отметил, что, хотя Москву вполне устраивают «антитеррористические» таланты Кадырова, в частности способность навести порядок в Ингушетии, одновременно Кремль может «насторожить» усиление влияния чеченского лидера на Кавказе. Как объяснил Радзиховский газете ВЗГЛЯД, чем сильнее лидер, который управляем лишь посредством личных отношений с премьером Владимиром Путиным, тем тревожнее федеральному центру.
Заведующий отделом проблем межнациональных отношений Института политического и военного анализа Сергей Маркедонов также уверен, что приход в Ингушетию Кадырова «может дать не те результаты, на которые рассчитывает Москва». В первую очередь, неясно, ждут ли чеченского лидера сами ингуши. Кроме того, «размахивание дубиной», которым и собирается заняться Рамзан Кадыров, по мнению политолога, приведет только к увеличению численности банд. И заодно «поставит крест на инновационном развитии Кавказа», к которому стремился Евкуров.
«Политика Евкурова очень серьезно отличается от всего, что мы наблюдали на Кавказе раньше. Это была попытка системных изменений. Евкуров не только боролся с террористическим подпольем, но одновременно налаживал диалог с простыми ингушами», – заявил Сергей Маркедонов корреспонденту газеты ВЗГЛЯД.
Зампред думского комитета по безопасности Геннадий Гудков*, перечисляя газете ВЗГЛЯД достижения лидера Ингушетии, назвал также несколько «уголовных дел о хищении государственных средств» и войну, которую Евкуров объявил коррупции.
#{analytics} Собственно, активную борьбу ингушского флагмана со взяточничеством большинство экспертов и считают причиной, по которой на политика было совершено покушение. В качестве другой версии одно время фигурировала месть «кровника». Тут стоит отметить, что офицер-десантник Евкуров, которому местные обычаи, понятно, не слишком близки, в рамках своего президентства положил немало сил на примирение «кровников» (в том числе путем личных встреч) и даже добился определенных успехов.
С большинством не согласен Ростислав Туровский. По его словам, «скрытая конфликтность» в республике всегда была очень высока. При этом Евкуров, придя к власти, начал «менять политическую ситуацию в республике, стиль лидерства». В частности, «оказалась под ударом позиция сторонников» экс-президента Ингушетии Мурата Зязикова: из «ссылки» в республику принялись возвращаться сподвижники предшественника Зязикова Романа Аушева.
Однако, хотя период «реабилитации» соратников Аушева совпал с воцарением в республике Евкурова, последний, по мнению политолога, так и остался «белой вороной» на политическом поле Ингушетии.
«Его основная проблема заключается в том, что он лидер-одиночка, не имеющий устойчивых связей, опоры в республике», – говорит Ростислав Туровский.
Зато в свое время его публично активно поддерживал президент Дмитрий Медведев. И удар по Евкурову, по словам эксперта, является также вызовом для главы государства.
Политолог не сомневается, что ингушский лидер вернется на свой пост, если ему позволит здоровье. Нынешний и. о. главы республики Рашид Гайсанов, как уверил Туровский, «не является крупным политическим лидером». И склонен, скорее, заниматься экономическими вопросами, чем плести политические интриги.
Тем не менее ждать спокойной жизни по возвращении в регион Евкурову не приходится. Ситуация в Ингушетии «была и останется неустойчивой». Кроме того, грядут выборы в республиканское заксобрание. И если «процесс не будет управляться», то местные элиты, по словам Туровского, на голосовании передерутся.
Дабы пресечь эту и другие неприятные ситуации, по мнению политолога, Евкурову необходимо найти в республике соратников. И здесь ему понадобится «очень серьезная публичная и финансовая поддержка» федерального центра.
А вот Леонид Радзиховский уверен, что «исправления ситуации» в Ингушетии «ждать не приходится». По его словам, республика так и останется «на 100% дотационным» регионом, где федеральные деньги моментально разворовываются. А российские чиновники боятся даже показаться. «Может быть, убийства станут менее громкими», – невесело прогнозирует эксперт.
* Признан(а) в РФ иностранным агентом